23 сентября 2020 года Протоколом 47-го заседания Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (пунктом 9, подпунктами 9.1 и 9.2) утвержден факт создания Комиссии по профессиональным квалификациям специалистов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий) с массовым пребыванием людей, в составе Совета по профессиональным квалификациям в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий), и её персональный состав. Председателем стал Сергей Васильевич Саминский. Комиссия проводила работу с конца 2019 года.
Одним из вопросов, вошедших в план работы стал вопрос о разработке отраслевой рамки квалификаций. Образцом для отраслевых рамок является Национальная рамка квалификаций. Национальную рамку квалификаций разрабатывала не один год большая группа ученых. Среди них наиболее известные нам Лейбович Александр Наумович и Волошина Ирина Александровна. Национальную рамку квалификаций образуют представленные в виде таблицы характеристики (дескрипторы) квалификационных уровней, раскрытые через ряд обобщенных показателей. Координационная комиссия, состоящая из представителей Минобра и РСПП «в целом» подготовила проект национальной рамки к 2008 году. Разработка отраслевых рамок квалификаций продолжалась Минздравсоцразвития России, в связи с подпунктом б) пункта 1 Перечня Поручений Президента Российской Федерации от 08 апреля 2011 года № ПР – 911. В 2011 – 2012 годах была подготовлена вторая редакция Национальной рамки, одобренная Координационной комиссией 06.02.2012 года.
Процесс завершился изданием Приказа Минтруда России от 12.04.2013 года № 148н «Об утверждении квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов». Таблица «Описание уровней квалификаций», которую мы видим в разделе II Приказа — это и есть «Национальная рамка квалификаций». В пункте 1.2 Приказа мы читаем: «Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификаций, могут быть расширены и уточнены с учётом специфики видов профессиональной деятельности». Приказ есть приказ. Но почему-то в название рамки «нижнего уровня» положен не вид, а абстрактная «отрасль»: «Отраслевая рамка квалификаций».
Мы получили первые разъяснения о «рамках» из уст одного из авторов национальной системы квалификаций Волошиной Ирины Александровны в 2013 году. И дальше продолжали собирать знания в этом направлении, необходимые для развития отраслевой системы. Постигали её особенности на курсах НАРКА и ВНИИ труда, и в личном общении со специалистами.
Уважаемые коллеги! Вы можете сами посмотреть, что есть отрасль экономики, что такое вид профессиональной деятельности, как часть области профессиональной деятельности. На практике, если мы делаем отраслевую рамку квалификаций, то она складывается на основании видов профессиональной деятельности и не совпадает с понятием «отрасль экономики». Коль скоро в Приказе № 148н есть прямое указание на виды, то будем считать в наименовании рамки отнесение к отрасли условно-историческим. В Белоруссии (например), или в Украине, или в Армении, отраслевые рамки называют секторальными, опирающимися на сектора экономики. Мы будем ориентироваться на Приказ и на ключевое указание из пункта 1.2: «могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности». Только в этом случае мы приблизимся к научному представлению «образа» отраслевой рамки. Устаревшее утверждение о том, что охрана – вид профессиональной деятельности, в 2020 году заводит в тупик развитие отраслевых квалификаций, замораживает инициативы совершенствования качества услуги. Другие, не научные попытки структурирования отрасли – области, сковывающие в догму развитие квалификаций, направлены на захват сдвигаемого к коммерциализации сектора квалификаций. На выдирание и затаптывание ростков проявляющих себя новых компетенций. В иных отраслях-областях наблюдаются противоположные картины. Не так ли?
Развитие квалификаций местами становиться такой же коммерческой сферой, где наблюдается действие отмеченных Великими экономистами принципов, характерных для высшей стадии капитализма: устремление к монополизации сектора, недобросовестная конкуренция, административный ресурс (коррупционные схемы). А использование наукообразных приёмов заморачивания электората более ярко выражено в среде обеспечивающих специалистов предпринимательской деятельности негосударственного сектора безопасности. Активная позиция СПК Антитеррор, где широко представлены все направления компетенции Государственного регулятора, может стать надёжным гарантом определения целесообразности и добросовестности частных инициатив. Что неизбежно на «рынке квалификаций» силовых профессий, ограничивающих права и свободы граждан.
Понятие «охрана» неразрывно связано за последние несколько лет с антитеррористической защищенностью. А для мест массового пребывания людей эти два понятия слились воедино. Таких видов объектов (территорий), по количеству указующих постановлений Правительства Российской Федерации, мы насчитываем 12 (на самом деле их больше).
Ориентируясь на правительственные требования, мы задумались над темой «Отраслевая рамка по форме: антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей плюс охрана». Сколько уровней должна содержать такая конкретизированная рамка? Входит ли в нашу отраслевую рамку «реперная точка» и другие возможные антитеррористические специальности, направления подготовки, профессии, которые могут ещё возникнуть, т.к. террористические угрозы множатся? В отраслевую рамку нами пока не включены трудовые функции экипажей мобильных групп, оперативных дежурных и руководителей частных охранных организаций, так как они предусмотрены для объектов массового пребывания людей, подлежащих антитеррористической защищённости, наряду со всеми иными – прочими объектами (территориями). В связи с некоторой временной неопределенностью, мы включили в отраслевую рамку только те профессии, специальности, на представителей которых возлагаются обязанности по антитеррористической защищенности и охране объектов, подлежащих антитеррористической защищенности, с ориентацией на места массового пребывания людей. «Мы» — это члены Комиссии. После завершения проводящегося обсуждения вопроса о расширении рамки на верхние (6‑й и 7‑й) уровни квалификации на совещании членов Совета Антитеррор, вопрос о полноценности проекта рамки и включении в неё «лица ответственного и уполномоченного» будет решен окончательно. И Вы, уважаемые пользователи, увидите её итоговую редакцию. Пока Комиссия ограничивается пятью нижними уровнями, куда ответственное лицо конечно же, не входит по своему высокому предназначению и профессиональной подготовленности. Следите за последующими публикациями.
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"