Вы ознакомились с обязанностями, прямо указанными в постановлениях Правительства Российской Федерации.
Мы указали только те обязанности, что отнесены к самой нижней категории террористической опасности мест массового пребывания людей: четвертой или третьей, не касаясь “повышенных” обязанностей, возложенных на “верхние” категории. Обязанности, отнесенные к “нижним” категориям, касаются всех остальных.
Другая особенность: обязанности по обеспечению безопасности “в целом”, не только антитеррористические (говорят и пишут “по комплексной безопасности”) возлагаются в подавляющем большинстве случаев на заместителя главного врача (в здравоохранении) или на заместителя директора образовательной организации (в образовании). Разрешите, на примере общеобразовательной школы, показать тем, кто не знаком с практикой, содержание обобщенного понятия “комплексная безопасность”. Антитеррористическая защищенность и охрана образовательной среды, обеспечение непрерывности образовательного процесса составляют основу комплексной безопасности образовательных организаций. Тесное взаимодействие с охраной — прямая обязанность “ответственного лица”. На объектах четвертой категории террористической опасности договорные отношения с “физической охраной” не предусматриваются. Вопросы, которые условно можно назвать “охранной компетенцией” или по другому: “обеспечением безопасности” решает само “ответственное лицо”, при кураторстве и прямом участии директора. Таковы т.н. малокомплектные школы. Кроме антитеррористической безопасности и “охраны” (оставляем в кавычках), в сферу комплексной безопасности входят:
Теперь представьте себе, коллеги: в регионах, в муниципальных образованиях, которых в России насчитывается (на 2019 год) 2345 М.О. “Верхнего уровня”, в том числе 1731 муниципальный район, большинство школ (как и других объектов) — малокомплектные (менее 100 человек) — четвертая категория. Там нет иных специалистов, кроме заместителя директора, на которого и возложены все вопросы комплексной безопасности, вместе с антитеррористической защищенностью. Бюджет не позволяет ввести в штат отдельного специалиста и платить ему зарплату. Есть совместители, скорее консультанты, например, врачи. Не говоря о других “профильных” специалистах, которых наперечисляли кабинетные работники, видимо давно оторвавшиеся от проблем “земли”.
Помимо перечисленных нами (выше, в предыдущих разделах исследования), угроз террористической опасности, в образовательных организациях, в ведении “ответственного лица” находятся и другие профилактические меры, направленные на предотвращение “узкопрофильных” подвидовых (так назовем) угроз:
- дошкольным отделениям образовательных организаций:
- общеобразовательным организациям:
- в общежитиях образовательных организаций высшего образования:
Ничего удивительного: и в “благополучных” странах Европы, и в США, а не только в Бразилии, все эти специфические для объектов образования угрозы имеют место. Как и на иных видах ведомственных объектов массового пребывания — иные комплексы специфических угроз (в здравоохранении, на транспорте, в спорте или на миллионе торговых объектов).
В связи с чем, ответственное лицо должно отличать умение проявить специфические способности обеспечения безопасности и научиться с ними самостоятельно управляться (обеспечивать безопасность), не рассчитывая на условно существующий штат специалистов иных видов деятельности. Когда сторожа, и те общие, ночные, обходные по селу.
Вся беда в том, что те, кто пишет программы или даже стремиться “вырасти и состоять” членами СПК, не знакомы с таким многообразием. В связи с чем его “упускают” или “унифицируют”…превращая в ничто и таким образом низводят процесс профессиональной подготовки “обеспечивающих специалистов” всё к тому же “получению документа о прохождении…”. Коммерциализация+унификация=дисквалификация. Так рождаются дефолтные специалисты, о которых мы поговорим ниже.
Вот какие вопросы о программах профессиональной подготовки возникают в Комиссии по профессиональной квалификации, возглавляемой Саминским Сергеем Васильевичем. На которые мы отвечаем своей редакцией и профессиональных стандартов, и программ ДПО. Когда профессиональный стандарт “Работник по обеспечению охраны образовательных организаций” вернется из плена в пределы доступности его разработчиков, Вы увидите, что такое актуализация. Идеологическим противникам очень не хочется этого допустить.
Примечание. Для особенно привередливых пользователей: определение “дефолтные” взято из информбезопасности, но применяется шире, см. следующие публикации из раздела о требованиях к личности ответственного лица.
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"