Подготовка специалистов подразделений транспортной безопасности

Опубликовано: 19.08.2020 10:39

Несмотря на то что Министерство транспорта и подведомственные агентства постоянно проводят работу по устранению внутренних противоречий в нормативных правовых актах по вопросам аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, некоторые вопросы остаются нерешенными. Об этом журналу «Мир Безопасности» рассказал заместитель председателя правления Саморегулируемой организации «Ассоциация предприятий безопасности «ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ» Дмитрий Жирков.

В процессе проведения подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности перевозчики, субъекты транспортной инфраструктуры и особенно подразделения транспортной безопасности зачастую сталкиваются с большим количеством проблем, поскольку нормативное правовое регулирование вопросов, связанных с подготовкой и аттестацией сил обеспечения транспортной безопасности, нуждается в совершенствовании.

Так, согласно Федеральному закону от 9 февраля 2007 года № 16­ФЗ «О транспортной безопасности» и постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. № 172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности» (вместе с «Правилами аттестации сил обеспечения транспортной безопасности») при заключении аккредитованным подразделением транспортной безопасности договора на защиту объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства все сотрудники подразделения транспортной безопасности должны быть аттестованы. Этот процесс требует значительных финансовых и временных затрат.

При проведении подготовки и аттестации субъекты транспортной инфраструктуры часто испытывают сложности с определением категории, к которой необходимо отнести аттестуемое лицо, в том числе указывают категории, которые и вовсе не предусмотрены законодательством о транспортной безопасности.

На практике наибольшие трудности вызывает определение, кого именно следует относить к третьей категории «Работники субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, руководящие выполнением работ, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств».

В настоящее время подготовка специалистов в области транспортной безопасности осуществляется только по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации. Соответственно повышение квалификации предполагает наличие такой квалификации, квалификационные требования к которой должны определяться Единым квалификационным справочником. К сожалению, в данном документе на сегодняшний день отсутствует раздел по квалификационным требованиям для всех категорий сил обеспечения транспортной безопасности, так как профессий и должностей сил обеспечения транспортной безопасности попросту нет.

Конечно, в программе подготовки специалистов подразделений транспортной безопасности для разных видов транспорта существуют учебные блоки, одинаковые для всех, есть и специфичные для каждого вида транспорта и, если образовательная организация будет разрабатывать полностью автономные программы для каждой специальности, это может привести к нерациональной трате ресурсов и в конечном счете к увеличению затрат на подготовку специалистов по транспортной безопасности. Поэтому представляется, что возможно проведение совместного обучения по общим, единым блокам для каждого вида транспорта, а специфичные вопросы, возникающие в правовом регулировании для каждого вида транспорта, можно прорабатывать уже на местах, в форме инструктажа.

Необходимо обратить внимание и на то, что Федеральным законом «О транспортной безопасности» предусмотрено, что подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности проводятся разными юридическими лицами.

Такой подход, безусловно, не повышает качества профессиональной подготовки в соответствующей образовательной организации, равно как и её ответственности за конечный результат. Для подготовки сил обеспечения транспортной безопасности образовательной организации, как правило, достаточно обычной лицензии на указанный вид деятельности. Если по итогам аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в органе аттестации или аттестующей организации работник сил обеспечения транспортной безопасности не проходит предусмотренных законодательством проверок, то образовательная организация ответственности за это не несёт. Таким образом, законодательно сделан упор на дополнительном контроле знаний, умений и навыков работников сил обеспечения транспортной безопасности, но не отмечена необходимость повышения качества подготовки в образовательных организациях.

Можно предложить следующие пути решения проблемы – необходимо тщательно проработать вопрос и изменить смысл и порядок аттестации, увязав их напрямую с процессом подготовки, упростив сам процесс и одновременно повысив ответственность за качество подготовки. Кроме того, рассмотреть возможности объединения процедуры подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности для снижения экономической и временной нагрузки при допуске работников к процессам, связанным непосредственно с обеспечением транспортной безопасности, в том числе определения периодичности такой подготовки. Над этим мы ведём работу.

5 1 голос
Рейтинг статьи

Анатолий ВЫБОРНЫЙ

Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ

В настоящее время сформировалась объективная потребность общества на то, чтобы на рынке охранных услуг присутствовали только профессиональные и ответственные игроки

Михаил ГАВРИЛОВ

Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"

При старании, придут удача и вознаграждение, которые принесут доход, а главное – внутреннее удовлетворение, что ты не зря своему делу посвятил годы

Александр ГАДАЛОВ

Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"

Мир изменился в худшую сторону, стал небезопаснее, требования к безопасности растут. Охрана социальных объектов в новых условиях выдвинулась на передний край борьбы за нормальное развитие социального общества

Дмитрий ГАЛОЧКИН

Председатель Общероссийского профсоюза НСБ

Сотрудники Негосударственной сферы безопасности – Хранители безопасности и законности! Хранители государственности!

Дмитрий ЖИРКОВ

Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"

Невозможно достичь процветания государства без достаточных мер безопасности

Дмитрий КАПЛИН

Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"

От того, что руководитель охранных структур сформирует образ будущего охранника, станет понятно, какой будет эта профессия: постоянно востребованная и престижная, или умирающая и низкооплачиваемая

Олег КЛИМОЧКИН

Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"

Деятельность частных охранных структур фактически имеет две составляющие - правоохранительную и коммерческую, поэтому существуют особые требования к её административно-правовому регулированию

Александр КОЗЛОВ

Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС

Демпинг на охранном рынке – это не свободная конкуренция, а обворовывание бюджета, с одной стороны, и скупка краденного – с другой

Михаил КОРОЛЁВ

Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"

Мой принцип в безопасности – "За неё нужно платить, за её отсутствие – расплачиваться"

Сергей ЛЮБИМЕНКО

Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС

Будущее детективной деятельности в России – за саморегулированием

Владимир МАРТЫНЕНКО

Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”

Сфера охранных услуг стала одним из стратегически важных секторов экономики, который все больше выступает одним из ключевых элементов обеспечения безопасности за счет грамотно выстроенной и качественной работы профессионалов

Валерий МУНЬКО

Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)

Безопасность личная и имущественная является главнейшим залогом человеческого развития

Виктор ОЗЕРОВ

Советник руководителя Фонда "Росполитика"

Сфера НСБ – социально значимая и государственно ориентированная отрасль экономики страны

Николай РОГОЖКИН

Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности

Целый ряд актов, имеющих отношение к НСБ, содержит очевидные проблемы, размытые формулировки и противоречивые положения, не отвечающие современной практики

Сергей САМИНСКИЙ

Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"

Область "частная охрана" – в глубокой экономической яме. Необходимо добиваться справедливой цены поста, позволяющей рядовому работнику и работодателю выкарабкаться из этой ямы

Инна СВЯТЕНКО

Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике

Негосударственная сфера безопасности вносит весомый вклад, чтобы Москва стала самым безопасным столичным городом в мире

Сергей СЕРЁГИН

Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности

Быть неравнодушным гражданином своей страны - главный залог безопасности!

Николай СТЕПАНОВ

Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"

Оплата профессиональной подготовки работодателями не сказка, а настоятельная необходимость