В интервью информационному порталу «НСБ» Сергей Любименко, Президент Ассоциации Профессионалов Сыска «АПС», лицензированный частный детектив рассказал о непростой работе детективов.
– Сергей Александрович, услуги детективов в нашей стране до сих пор в диковинку, особенно для жителей регионов. Всё, что мы о них знаем, берётся в основном из фильмов. Насколько популярна данная сфера в России? Для каких целей используют детективов и по каким вопросам к ним обращаются?
– Сегодня развит стереотип, что детективы в основном заняты бытовыми конфликтами — выявлением супружеских измен, поиском без вести пропавших, поиском должников … Но это больше заблуждение, чем истина … В реальности, мы (детективы) в большей степени заняты:
- безопасностью, в экономическом блоке (изучением рынка, проверкой контрагентов и персонала, специальные проверочные мероприятия на наличие негативной информации, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
- сбор сведений по гражданским делам, а так же с участниками уголовного процесса на договорной основе;
- наблюдением;
- сбором и анализом информации в целях личной безопасности;
- осуществлением проверочных мероприятий при заключении сделок;
- некоторые занимаются расследованиями случаев страховых мошенничеств, «кражами личности» и прочими серьезными кейсами.
Почему «некоторые», просто потому что это, мягко говоря, не каждый может. Надо иметь знания, умения, навыки и опыт, а главное желание для того, чтобы заниматься ими всерьез, а не просто декларировать. Потом, большинство детективов, даже имеющих за плечами подобный «бэкграунд», по службе участвуя в серьезных делах, принимали в них участие, как «члены групп», т.е. коллектив, а не один, сам по себе. Имели определенные данные государством права и возможности, которых в их новом статусе нет.
Надо понимать, что расследование расследованию тоже рознь, есть такие, что не каждый сотрудник за всю службу сталкивается, просто никогда не оказывались в ситуации. Именно поэтому очень незначительная часть нашего профессионального сообщества занимается этим со знанием дела. И когда я говорю «очень», я имею ввиду, что счет буквально на десятки таких людей на территории России, буквально несколько процентов от общего числа всех задействованных в индустрии лиц. Это не значит, что остальные ничем подобным не занимаются совсем, просто уровень таких «расследований» совсем не тот, который может вообразить читатель.
– Что лучше выбрать, агентство или частного сыщика?
– Детективное агентство, также как детективное бюро и все прочие производные, это некий имиджевый (маркетинговый) ход, для придания некого романтического шарма, стиля, загадочности. В реальности, с точки зрения действующего закона, существует только – частный детектив, как ИП (все подробности в «Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487‑I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».) Хотя детективы могут объединяться в «Агентства», но только условно, для «Антуража». Никаких юридических действий от лица этого «объединения» совершаться не могут!
Есть другие формы подобных объединений – Ассоциации и Союзы. Но это все. И очень важно понимать, что никакие ООО (общества с ограниченной ответственностью), ни даже Ассоциации и Союзы, услуги частного детектива оказывать не могут!
– Какую технику используют специалисты для решения своих задач?
– Надо иметь ввиду, что хоть частный детектив и звучит загадочно, возможно даже для кого-то романтично, но на практике ничего подобного нет, все банально и просто. При необходимости, как скажем и журналист, используется диктофон, хотя бы просто для того, чтобы не забыть какую-то деталь из разговора. Хотя порой диктофон может быть очень важным и полезным. Например: когда к детективу обращается клиент с неким далеко не безобидным обращением – выполнить какую-то незаконную услугу. Так как иногда бывают провокации в отношении тех или иных детективов, запись может потом послужить доказательством самого такого обращения (провокации). Ещё детектив может стать свидетелем или участником чего-то, где запись, как подтверждение имевшего место быть разговора будет явно не лишним – например угроз.
Также при наблюдении может использоваться фотоаппарат и/или видеокамера, возможно средства связи, скажем рация, это если необходима координация ряда сотрудников участвующих в наблюдении, где покрытие сотовой связью оставляет желать лучшего. Про всякие там ноутбуки, планшеты и прочее, я даже не упоминаю – сегодня ими пользуются все. А с точки зрения закона при осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, в соответствии с законодательством Российской Федерации – но это официально.
– Кто эти люди, которые решили стать детективами?
– Детективами становятся совершенно разные люди, имеющие опыт правоохранительной деятельности и не имеющие его, женщины и мужчины разных возрастов. Здесь вопрос пропорций и соотношения. Часто бывало, что приходили люди с опытом из правоохранительной сферы, но быстро разочаровывались, по разным причинам. Кто-то думал, что на гражданке нет бюрократии, как в органах – это действительно так, только есть другие сложности.
Например: почти нет никаких прав, какие были на службе, нет возможностей, к которым привыкли, нет зарплаты – клиента надо искать самому. Возможно, на службе были мысли, вот сейчас есть «обращение», но и работы по службе не мало. Многие думают – вот уволюсь и буду деньги зарабатывать, а нет, уволился – все, обращавшиеся тут же пропали. Да и потом, действительно не просто этим заниматься. Личных «наработанных» клиентов всегда меньше, чем хотелось бы, да и конкуренты есть.
Продвигаться, рекламироваться в интернете можно, но: если работать законно, сложно рекламой притянуть к себе внимание, т.к. недобросовестные конкуренты очень часто «притягивают» к себе внимание предлагая очень желаемые для заказчика, но не законные услуги. Действуя так же, можно притянуть не только внимание клиента, но и внимание бывших коллег, которые могут доставить неприятности. Поэтому бывает, что люди не задерживаются в сообществе.
Хочется также добавить, наличие лицензии, хотя на сегодня действующих лицензий менее 1000 шт., не всегда означает то, что человек детектив.
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"