О тонкостях профессии личного охранника: что это за люди, какую они проходят подготовку и какие отношения у них складываются с заказчиками, рассказал в интервью корреспонденту «МИР 24» директор частного охранного предприятия Алексей Макаров.
Современный сотрудник личной охраны – это не просто «человек-шкаф», который одним только видом наводит ужас на недоброжелателей, а компетентный специалист с целым комплексом навыков. В первую очередь это боец со специальной подготовкой, а кроме того, еще и тактик, аналитик, психолог, медик и юрист. Алексей Макаров рассказывает, что перед заступлением на службу все его сотрудники проходят особый подготовительный курс по всем этим направлениям и далее каждый год подтверждают свою квалификацию и оттачивают навыки.
«Личный охранник должен хорошо стрелять, мы их постоянно тренирует и даем рекомендации. Еще важно уметь оказывать первую помощь, тактически мыслить для проработки плана охраны и разбираться в правовых вопросах. Не стоит забывать и о психологической подготовке – боец должен уметь грамотно реагировать на нестандартные ситуации и быть устойчивым к стрессу», – рассказывает Алексей Макаров.
Он также отмечает, что необходимость в организации личной охраны возникает в двух случаях: когда заказчик обладает определенным статусом (это могут быть артисты, депутаты, бизнесмены и другие публичные личности) или когда над ним нависает реальная угроза. Задача бодигарда как раз и состоит в том, чтобы определить степень опасности и в зависимости от этого уже разработать тактику защиты. Как правило, это не один человек, а сразу два или три сотрудника, которые будут работать одновременно или посменно в зависимости от ситуации.
Выбор охранника – дело тонкое и крайне ответственное. Алексей Макаров советует нанимать телохранителя не по индивидуальному объявлению в интернете, а обратиться в ЧОП – там работают специальные люди, которые смогут подобрать сотрудника не только по набору необходимых навыков, но и по психологической совместимости.
Эксперт комментирует: «Заказчик должен обязательно провести несколько собеседований с предложенными ЧОПом кандидатами. Конечно, важно лично поговорить с человеком, оценить его как человека, в компании которого предстоит находиться в течение всего рабочего дня. Иногда бывают ситуации, когда охранник импонирует заказчику как приветливый приятный человек, но мы в ЧОПе все-таки советуем в первую очередь обращать внимание на профессиональные навыки, а уже только после этого на личные качества».
Важно понимать, что работа телохранителя – это все-таки работа, а не что-то большее. Поэтому одним из ключевых навыков, которым должен обладать личный охранник, – это соблюдение психологической дистанции и «отключение» эмоций. Каким бы разговорчивым экстравертом ни был охранник в обычной жизни, на службе он не должен проявлять лишние эмоции.
«Да, эта работа предполагает постоянную коммуникацию охранника со своим клиентом. Они вместе в дороге, в офисе и зачастую даже дома, но это общение ни в коем случае не может быть дружеским. Быть несколько «холодным» и отстраненным – это важная профессиональная компетенция бодигарда. Мы в ЧОПе следим за тем, чтобы наши сотрудники не сближались с клиентами. Если они начинают дружить, это сильно мешает работе. Тогда мы советуем телохранителю сменить клиента», – рассказывает Макаров.
И такие случаи действительно бывают не только в кино. В такой ситуации, как правило, чтобы полностью не отказываться от услуг бодигарда, ему просто предлагают перейти на другую должность. Например, возглавить службу охраны в фирме, которой руководит заказчик.
Бывают и такие случаи, как в фильме «Охранник для дочери»: у родителей возникает необходимость нанять телохранителя своим детям. А вот тут могут возникнуть сложности. Дело в том, что взрослый человек более дисциплинировано прислушивается к советам своего охранника в вопросах личной безопасности, а вот дети, и уж тем более подростки, как правило, сопротивляются любой попытке ограничить их передвижения и свободу.
Алексей Макаров рассказывает, что такие сложности в работе ЧОП возникают довольно часто. Однако выбирают охранника в таких ситуациях немного по другим критериям. Это должен быть спокойный приятный человек, который сможет найти подход к ребенку и станет для него авторитетом. Как правило, это охранники, у которых тоже есть дети – они лучше понимают психологию ребенка. Но никакой, даже самый тщательный подбор сотрудника, не застрахует от капризности самого ребенка.
Эксперт поясняет: «Каждый же родитель за своего ребенка переживает. Бывает по-разному, но в любом случае с детьми на самом деле очень сложно работать: если взрослый все понимает, то ребенок какие-то моменты не понимает – тут надо обыгрывать ситуацию. Конечно, у охранника должна быть некая предрасположенность к детям. Он, может, привык выполнять более серьезную работу, конкретные задачи. А другому, может, наоборот, комфортнее с детьми работать. Специфика особая. Как правило, специалист держит дистанцию, старается не переходить на личности, ведь это все-таки работа. Конечно, бывает и такое, что охранники привязываются к детям – ведь некоторые растут у них на глазах».
Не редки случаи, когда один и тот же человек работает в семье годами, а то и десятилетиями. Он становится невольным свидетелем взросления ребенка, внутренних семейных передряг или успехов. Как правило, с такими сотрудниками не расстаются после того, как ребенок вырастает, а переводят на другую должность или просто продолжают общение.
Макаров считает так: «Если люди столько времени вместе провели, то это, в общем-то, и неудивительно. Охранник уже как настоящий член семьи считается. На самом деле, сугубо мое личное мнение, что это не очень хорошо, потому что работа есть работа. Чтобы эту дистанцию соблюдать, нужно, наверное, не зацикливаться на одном заказчике».
Более того, строгое соблюдение личной дистанции с клиентом необходимо и самому охраннику. У многих из них есть свои семьи, поэтому бодигарды считают неправильным уделять больше внимания чужим детям. Как только их рабочий день заканчивается, они снова становятся мужьями и отцами, с различными семейными хлопотами и личными увлечениями.
В мировой истории известны случаи, когда в качестве личных охранников известных людей выступали женщины. Например, охранницы были у Муамара Каддафи, Ким Чен Ына и бывшего президента Украины Виктора Януковича. Алексей Макаров в личной практике пока с таким опытом не сталкивался, но признался, что в перспективе планирует взять в штат женщин на должность бодигарда.
При этом эксперт отмечает, что обязанности у мужчин и женщин будут абсолютно идентичны, но женщина сможет быть более психологически гибкой и лучше находить общий язык со «сложными» клиентами, в том числе с подростками: «Это не редкость в наше время. Например, женщину вполне себе можно поставить к ребенку – она наверняка лучше разбирается в таких делах».
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"