Профессиональные услуги в сфере осуществления охранной деятельности в настоящее время являются достаточно востребованными, т.к. каждый заинтересован в обеспечении безопасности и защиты себя, своих близких, бизнеса, имущества, конфиденциальной информации. Осуществление охранной деятельности строго регламентируется действующим законодательством, в частности Законом РФ от 11 марта 1992 года №2487–1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об охранной деятельности).
Анализ правоприменительной практики позволяет выделить ряд проблем, с которыми сталкиваются частные охранные организации при осуществлении охранной деятельности в железнодорожно-транспортной инфраструктуре.
Так, при указании в предмете договора таких словосочетаний, как: «осуществление охраны вокзалов, терминалов, пассажирских зданий, павильонов, контор по обслуживанию пассажиров, парка состояния электропоездов», «обеспечение защиты и денежных средств, находящихся у сотрудников железнодорожного транспорта», «подвижной состав», охранные организации подлежали привлечению к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В чём нарушение?
Законодательно закреплено, что железнодорожный транспорт в РФ состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.
Статья 2 Федерального закона от 10 января 2003 года №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» содержит следующее определение железнодорожного транспорта общего пользования – производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками.
Федеральным законом от 10 января 2003 года №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» установлено, что инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования – это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Таким образом, охрана объектов железнодорожного транспорта общего пользования должна быть осуществлена силами подразделений ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта. Данный вывод также подкрепляется обширной арбитражной практикой.
Во избежание штрафных санкций, предусмотренных законодательными актами, а также штрафных санкций в рамках проводимых проверок государственных органов необходимо очень внимательно подходить к согласованию текстов договоров на выполнение обязательств по оказанию услуг в сфере осуществления охраны объектов и (или) имущества, а также технических заданий к договорам и должностным инструкциям охранников. Предмет договора может включать в себя только обязательства по оказанию услуг по осуществлению мер, направленных на сохранность материального имущества, не относящегося к объектам транспортной инфраструктуры общего пользования, находящегося в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении собственника; обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах; обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий на объектах, имущество которых находится под охраной.
Обеспечение охраны имущества собственника (материальных ценностей, технических средств и оборудования, служебной документации, сданных под охрану и находящихся на охраняемой территории и т.п., фактически переданных по акту) должно заключаться в осуществлении сотрудниками охранной организации мероприятий по предотвращению хищений, порчи или уничтожения имущества, а также задержанию лиц, причастных к противоправным действиям в отношении имущества собственника, содержащих признаки административного и/или уголовного правонарушения, с обязательной передачей их в правоохранительные органы.
Источник: журнал “Мир безопасности”
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"