Ограничительные мероприятия, предпринятые властями с целью недопущения распространения коронавируса, сделали более востребованными услуги охранных предприятий — обеспечению безопасности имущества стали больше уделять внимания как организации, так и граждане с достатком. Об этом Зебра ТВ рассказали владельцы частных охранных организаций Владимирской области Ефим Аксельруд и Юрий Бещёков.
Аксельруд напомнил, что востребованность услуг ЧОПов всегда возрастает в кризис — так было в 2008 и 2014 годах. Бещёков пояснил, что рост выручки частных охранных предприятий свидетельствует о том, что времена наступили непростые. Оба бизнесмена полагают, что после отмены «карантинных ограничений» для большинства предпринимателей ситуация долго будет тяжелой, а многие из их клиентов не смогут продолжить деятельность.
Ефим Аксельруд и Юрий Бещёков констатировали, что граждане стали чаще ставить под охрану частные дома, правда, радикального всплеска на услуги ЧОПов со стороны людей они не заметили. Бещёков уточнил, что расходы на охрану жителей элитных коттеджных посёлков возросли не потому, что богатые хотят любой ценой обезопасить себя и имущество от преступных посягательств, а из-за расширения перечня услуг. Аксельруд с этим согласен — по его мнению, люди ещё не дошли до той степени отчаяния, чтобы поверить, что начнется мародерство. Но Бещёков полагает, что криминально настроенные граждане уже через пару недель могут начать «обчищать» загородные дома и дачи.
Ефим Аксельруд, группа компаний «С4С», в которую входит ЧОО «Дозор»:
Участники рынка охранных услуг во Владимирской области себя по-разному чувствуют вот уже последние пять-шесть лет. Именно охранные предприятия можно назвать объективным индикатором состояния бизнеса в целом. У нас около 700 объектов — малый, средний и крупный бизнес, и мы видим, что первую фазу мы уже прошли, когда объявили первую неделю самоизоляции. Часть наших клиентов — в основном, малый бизнес — вынуждена сейчас плыть по течению, и ждать того момента, когда будут сняты ограничения, и будет понятно, насколько сильно нарушены цепочки в экономике, и что необходимо сделать для их восстановления.
Мы работаем во Владимире и Коврове и видим, что часть клиентов скидывает жир достаточно активно — не ждут, когда это разрешится само собой, а готовятся к худшему. Вместе с тем, я не чувствую, чтобы у нас пошёл отказ от клиентов. Но некоторые компании пытаются оптимизировать расходы за счёт постов физической охраны — там, где раньше были три человека на посту, клиент сейчас пожелал иметь двоих.
Что касается пультовой охраны, отказов не было пока. Мы считаем, что около 20% наших объектов перешли в полуспящий режим — они не открываются рано утром, как обычно, лишь иногда кто-то на работу прибегает — мы это видим по отключениям сигнализации.
Есть рост обращения граждан насчёт личной охраны, безопасности домовладений. Я бы не назвал это скачком, просто каждый раз, когда кризис происходит, это наблюдается — можно вспомнить 2008 или 2014 годы. У людей в такие моменты разные мысли в головах возникают, по поводу мародёрства, например.
В России уже много лет продолжаются ценовые войны между охранными предприятиями, и сегодня цены на эти услуги можно назвать вполне доступными. Охрана небольшого магазинчика с выводом на пульт в день стоит столько же, сколько пачка бюджетных сигарет.
Охрана частного жилья стоит от 500 рублей в месяц. Всё зависит от набора услуг: с мобильным приложением, через которое можно управлять сигнализацией, это будет чуть дороже; с датчиками протечек — тоже дороже. Более того, современные системы сигнализации представляют собой элемент «умного дома», который помогает экономить расходы на электроэнергию и отопление. Но я бы так сказал: я не видел во Владимирской области, чтобы квартиры охранялись дороже, чем за 1000 рублей. По нашим предприятиям клиентов-частников не более 7%, остальные — юридические лица и индивидуальные предприниматели. Когда речь идёт о магазинах, офисах и торговых центрах, то вневедомственной охране трудно конкурировать с частными предприятиями, но с квартирами всё проще — их услуги стоят от 300 рублей, и это влияет на цены на рынке.
Я на нашем примере не могу сказать, что люди с достатком повально ринулись решать проблемы с личной охраной. Я слежу за ситуацией по самым сильным клиентам — группе компаний «Аскона», Ferrerro и компанией «Все инструменты». Я смотрю, что делают они, эти ребята прошли не один кризис. Они и этот пройдут однозначно, потому что там светлые головы. Я смотрю, до какой степени они сейчас закручивают гайки в своих системах. Я могу сказать, что состоятельные люди не дошли ещё до такой степени, чтобы считать, что мародёрство наступит уже завтра. Мы ещё, видимо, не дошли до той фазы, когда клиенты готовы изменить свои взгляды на жизнь, ставить сигнализации и сидеть за закрытыми дверями с тревожной кнопкой в руках.
Никто не знает, что будет дальше. Всё зависит от степени ущерба, чем дольше — тем хуже. Сейчас идёт вторая фаза этого кризиса. Предприниматель должен подстраиваться под любую ситуацию. И большая часть наших клиентов сейчас именно этим и занимается — оптимизируют свои процессы, режут себестоимость, пытаются остаться на плаву, готовясь к тому моменту, когда можно будет открыться и продолжить борьбу за место под солнцем.
Особенность рынка охранных услуг в том, что вы не всегда можете проверить, охраняют ли вас так, как обещали. Бывают случаи, когда клиент оплачивает видимость охраны, а не реальную охрану. Но ярко выраженных случаев недобросовестного поведения нет. Наоборот, мы даже с несколькими компаниями обсудили, что если резко вырастет количество «сработок», на которые выезжают вооружённые патрули, тот будет уже не до конкуренции, мы будем помогать друг другу. Но это будет уже третья фаза. Первая была, когда все пытались понять, что такое «неделя самоизоляции»; вторая фаза — когда нам сказали сидеть дома до конца апреля. А третья наступит, когда материализуются все эти жуткие цифры про 8 миллионов безработных. Есть высказывания по Москве, допустим, о том, что 80–90% компаний — кафе, ресторанов и так далее — голову уже не поднимут.
Всё зависит от того, как долго это продлится. Если будет огромное количество заражённых, то сегодняшняя ситуация покажется цветочками. Будем надеяться, что третья фаза кризиса со всеобщей паникой и мародёрством не наступит.
Юрий Бещёков — владелец группы охранных предприятий «Скорпион»:
Когда услуги охранных предприятий становятся более востребованными, это является индикатором того, что времена наступили непростые. У нас сейчас больше заказов, но надо понимать, что этот рост временный, так как многие предприятия, которые сейчас усилили охрану, могут закрыться после того, как ограничения будут сняты. Сейчас перед ними стоит задача просто сохранить имущество.
Я могу сказать, что среди участников рынка сегодня нет тех, кто «плохо себя ведёт», да и демпинг прекратился — заказов всем хватает. Когда клиент сам к тебе идёт, зачем сбивать цену?
В основном новые заказы поступают от малых предприятий, которые в нормальной ситуации могли самостоятельно обеспечить безопасность своего товара, а сейчас им нужно ставить это всё под охрану.
Физические лица стали активнее ставить частные дома на охрану. Часть из них не может, в силу объективных причин, добраться до загородной недвижимости. Люди соблюдают режим самоизоляции и не могут проверить, как обстоят дела с их дачными домами, и ставят их под охрану, опасаясь мародёрства. Я полагаю, что через пару недель будет всплеск активности криминальных элементов, которые, в том числе будут вскрывать дачи. И владельцы коттеджей усиливают охрану — ставят тревожные кнопки, чтобы, в случае необходимости, вызвать группу быстрого реагирования. То есть, они уже задумываются о том, чтобы обезопасить себя и родных.
Владельцы жилья в элитных посёлках тоже начинают скидываться на охрану, но нельзя утверждать, что они платят выше рыночной цены — они просто расширяют перечень услуг. Это нормальная цена, которая позволяет платить нормальную заработную плату охранникам. Если раньше они заключали договора на охрану с минимальным перечнем услуг, то сейчас они понимают, что в их же интересах заключить нормальный договор, чтобы охранники были лицензированы. Если раньше было достаточно поставить бабушек и дедушек без лицензий, то теперь клиенты хотят адекватных охранников с лицензиями, чтобы они могли применить все законные средства для защиты имущества вплоть до огнестрельного оружия.
Бизнес сейчас в шоке. К сожалению, в России сформировался бизнес, который не делал запасы на будущее. Например, предприятия торговли закупили на все деньги весенне-летние коллекции одежды и обуви, а потом закрылись по решению властей. И непонятно, когда всё откроется, когда торговля возобновится. И более того — останутся ли к тому моменту у людей деньги, чтобы они смогли всё это купить? Сейчас люди тратят только на самое необходимое — продукты питания. И теперь ещё охрана будет необходима, но не факт, что все, с кем мы сейчас заключим договоры, продолжат работать после снятия ограничений.
Полный пакет охранных услуг (вывод на пульт, тревожная кнопка, приложение для управления сигнализацией) для охраны коттеджа в пяти-десяти километрах от Владимира стоит полторы-две тысячи рублей. Я согласен с оценками Ефима Аксельруда по поводу стоимости охраны для небольших предприятий — приблизительно по пачке сигарет в день.
Я нисколько не переживаю насчёт серьёзного бизнеса — у меня в клиентах большие частные и государственные предприятия, в том числе с иностранным участием. Я охраняю «Генериум», часть Ferrerrо. Они продолжат работу. А некоторые, как «Генериум», сейчас находятся на подъёме — в связи с увеличившимся потоком заказов. Я переживаю за маленькие фирмы, которые работали на «коленках».
Оплата охранных услуг для бизнеса — не вопрос; основная проблема — арендные платежи. Если предприниматели смогут договориться с арендаторами, то это снизит риски их закрытия. А если не смогут, то им будет «труба». А у охранного бизнеса проблемы начнутся месяца через два-три после снятия ограничений — когда у большинства клиентов закончатся последние деньги.
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"