Проектом профессионального стандарта «Охранник социально значимых объектов, подлежащих антитеррористической защищенности», пакетно разрабатывается квалификация «Охранник образовательной организации». Вместе с нею, одновременно, координированно разрабатывается паспорт комплекта оценочных средств и проект программы переподготовки. Паспорт прошёл содержательную и методическую экспертизы оценочного средства для проведения независимой оценки. Полученные замечания устраняются, проекты совершенствуются. Перечисленные элементы роста, элементы безопасности, включая профессиональный стандарт, с вошедшими в него трудовыми функциями, формируют основу качества в услугах (охраны) – квалификацию исполнителя, охранника стационарного поста. Провести весь немалый и непростой процесс пакетной разработки программ было необходимо до утверждения профессионального стандарта:
а) в качестве сплошной апробации практикой и понимания«землёй» вопросов применения профессионального стандарта;
б) выработки методики применения образовательными организациями, центром оценки квалификаций, особенностей профессионального обучения по 3‑му уровню квалификации и проведения впервые в отрасли профессионального экзамена.
Разработка фактически была начата одновременно с регистрацией Комиссии по профессиональным квалификациям специалистов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий) с массовым пребыванием людей, в составе СПК Антитеррор.Комиссией подготовлены рекомендации для применения профессионального стандарта, программ профессиональной переподготовки в регионах. Утверждение проекта профессионального стандарта и освоение всего комплекса элементов пакетной разработки – отправной момент для роста всей отрасли. Нужно поддержать строительство сначала нескольких образцовых, а затем многих специализированных Учебных центров. При возможности использовать регионами всех перечисленных материалов, подготовленных разработчиками
В качестве образца взят за основу опыт Учебного центра профессиональной квалификации СРО Ассоциация «Школа без опасности». У разработчиков сложилось чёткое понимание: в современных условиях повышенной ответственности частных охранных организаций перед обществом и государством за безопасность жизни и здоровья граждан на социальных объектах, в условиях возможной вероятности диверсионно-террористических угроз, необходимо пересмотреть методики проведения обучения.
Не забываются тезисы двух лидеров охранного сообщества: Саминского Сергея Васильевича, в области качества услуги, и Козлова Александра Михайловича, за которым идут регионы.
«Не учат, не готовят» — это о части профильных организаций, подменяющих образовательный процесс продажей документов об обучении.
«Учиться профессии нужно весь период профессиональной деятельности», — это о пересмотре методик и самих программ переподготовки для охранников социальных объектов с массовым пребыванием людей.
«Профессиональное обучение – только за счёт средств работодателей!» Тогда у охранников складывается другое отношение к учёбе, желание получать знания, а не покупать за гроши значимые бумажки.
В ходе переработки, доработки программ переподготовки и поиска эффективных способов передачи (а не продажи) знаний, в Комиссии АТЗ ОсМПЛ сложился комплекс предложений к профессиональному сообществу и Государственному регулятору, по совершенствованию непрерывной подготовки охранников стационарных постов для социальных объектов, подлежащих антитеррористической защищенности. Вот основные:
- в современных условиях для проведения образовательного процесса по новым программам переподготовки эти функции нельзя передавать профильным образовательным организациям, специализирующимися на профессиональной подготовке охранников 4, 5, 6‑го разрядов, на вводе в профессию. Слишком велик риск повторения уже сложившихся практик, уже укоренившейся ментальности, устойчивой совокупности установок и предрасположенности «старого» преподавательского состава воспринимать обучающие методики, содержание обучения, необходимое охраннику, определённым «типовым» образом. Если включить сюда вероятность «продажи бумажек», риск провала процесса переподготовки для противостояния террористической опасности, риск причинения вреда гражданам становится настолько существенным, что допустить его никак невозможно. Для чего необходим ведущийся Министерством просвещения и Росгвардией (совместно) реестр Учебных центров, проводящих только переподготовку и только за счет средств объединений работодателей, с запретом проводить любое другое обучение (в том числе граждан, владеющих оружием и охранников по «типовым» программам разрядов).
Для координации деятельности региональных Учебных центров, организации и распространения методик, непрерывного совершенствования программ подготовки преподавателей требующегося уровня, собираниямирового опыта, — усматривается некая коллегиальная Общероссийская структура, Академия (условно) профессионального обучения, на основе деятельности Комиссии АТЗ ОсМПЛ, под руководством ведущего российского специалиста, выдающегося организатора в области охраны социальных объектов – Сергея Васильевича Саминского. В структуре «Академии» будет функционировать лаборатория методик и достижения профессиональных квалификаций, одновременно занимающаяся выращиванием специалистов-разработчиков и отраслевых научных кадров.
Строго необходимо следовать правилу: переподготовку по профессиональному стандарту проводят только Учебные центры из реестра, и параллельно ведется реестр охранников, проходивших переподготовку и получивших свидетельство о присвоении или свидетельство о подтверждении квалификации. Чтобы только такие свидетельства из реестра, выданные только реестровыми Учебными центрами признавались государственным заказчиком для определения годности частных охранных организаций к охране социальных объектов с массовым пребыванием людей, подлежащих антитеррористической защищенности. В основе всех и всяческих методик, создающих победу на рынке, лежит труд, творческий поиск и забота об охраннике, главной фигуре в строительстве качества. Так устроены большинство видов услуг, а охрана в особенности. Что и вызывает ненависть (ни больше, ни меньше) конкурентов, мысливших только процедурами обирания охранников (как проще) и других предпринимателей, без вложения труда и способностей.
Остальные определившиеся фирмы передачи знаний и методики переподготовки, проведения экзаменов, мы изложим постепенно здесь.
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"