Среди подростков и экстремистов в возрасте до 20 – и лет весомое значение в побуждении к действию имеет эффект подражания. До 30 процентов акций в школах США, по исследованию комиссий о причинах школьных расстрелов, имела психология подражания, когда настоящих иных причин не обнаруживалось.
В 1977 году талантливый и разносторонний американский писатель Стивен Кинг написал роман «Ярость». Главный герой, подросток с расстройством поведения Чарли Деккер захватывает класс «в заложники», с целью «выяснений истин» убивает двух преподавателей и поджигает школьную раздевалку. В эпилоге – пишет своей подружке из психиатрической больницы.
Когда американские школьники в четвертый раз повторили в деталях действия Деккера, а у последнего был найден роман «Ярость», использовавшийся в качестве идейного пособия, сам автор запретил роман и изъял его их продаж. Но роман уже разошелся по миру, подражатели нашлись в разных странах и «доползли» до России в 2014 году.
Мы располагаем русским переводом 1995 года. Сережа Гордеев, признанный судом невменяемым и направленный в психиатрическую больницу в деталях повторил действия Чарли Деккера.
Здесь мы приводим общественное мнение о попытке Театра Российской армии продвинуть на сцену спектакль о казанском убийце.
Важна не оценка действий казанского экстремиста, а неминуемый психологический эффект подражания, который в результате ознакомления с произведениями подобного рода возникает в среде подростков с расстройствами поведения, процент которых в молодёжной среде достаточно высок.
Вашему вниманию:
На сцене театра Российской Армии показали «Преступление и наказание», где главный герой – «казанский стрелок».
На сцене академического театра Российской Армии показали «Преступление и наказание», где главный герой — «казанский стрелок» Ильназ Галявиев. Об этом сообщается в «Инстаграме» культурного учреждения.
В материале ресурса «Ревизор.ру» говорится, что эскиз спектакля в современной интерпретации по мотивам романа Федора Достоевского был представлен 14 августа в рамках мастерской молодой режиссуры в честь 200-летия со дня рождения знаменитого русского писателя.
«Мы хотим этой мастерской показать, что Достоевский действительно рядом с нами, он в нас, что его тексты и идеология сегодня актуальны», — рассказала изданию замдиректора по развитию театра Милена Авимская.
Так, один из участников мастерской, выпускник Высшей школы сценических искусств Константина Райкина Александр Плотников решил соотнести мысли и действия главного героя романа «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова с внутренним миром Галявиева. Его сценический проект называется: «Преступление и наказание (Раскольников/Галявиев)». Отмечается, что смыслом спектакля является «ужасающая схожесть мыслей» «казанского стрелка» и героя Достоевского.
По словам самого автора эскиза, он «ни в коем случае» не намерен героизировать преступника.
Напомним, 11 мая 19-летний Галявиев открыл стрельбу в здании гимназии на улице Файзи. Его жертвами стали 9 человек, еще более 20 пострадали. По решению Советского районного суда Казани юноша был заключен под стражу до 11 июля. Потом из столицы РТ его перевели в московское СИЗО «Бутырка». К настоящему времени арест Галявиеву продлен до 11 октября, расследование уголовного дела продолжается.
Галявиев уже в театре. Казанского убийцу сделали героем спектакля.
Инсценировка «по горячим следам».
14 августа на Большой сцене была представлена инсценировка «Преступление и наказание», автором и режиссером которой стал Александр Плотников из ВШСИ Константина Райкина (курс Камы Гинкаса).
Полное название инсценировки звучит как «Преступление и наказание (Раскольников/Галявиев)». В качестве персонажа своего произведения Александр Плотников представил 19-летнего Ильназа Галявиева, который обвиняется в массовом убийстве в школе.По версии следствия, 11 мая 2021 года Галяевиев совершил нападение на учеников и преподавателей школы № 175 на улице Джаудата Файзи в Казани. В здание школы молодой человек проник с огнестрельным оружием и взрывным устройством. Приведя заряд в действие, Галяевиев устроил настоящую охоту на беззащитных людей. В результате 9 человек погибли, более 30 пострадали. Сам подозреваемый сдался бойцам спецназа, прибывшим к месту событий.
Галявиеву была назначена экспертиза в государственном Научном Центре Социальной и Судебной Психиатрии им. В. П. Сербского. Новость о том, что он признан невменяемым на момент совершения преступления, озвученная общественниками, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Однако в СКР заявили, что проведение комплексной экспертизы не завершено, поэтому говорить о том, что подозреваемый может рассчитывать на замену тюремного заключения принудительным лечением, пока рано.
«Мою прабабушку и прадедушку какой-то генетический потомок Раскольникова убил топором и украл их деньги».
Еще в мае 2021 года, то есть сразу после расстрела в школе, глава Татарстана Рустам Минниханов поручил правоохранительным органам республики жестко пресекать интернет-ресурсы, героизирующие устроившего стрельбу в казанской гимназии. По мнению главы республики, на фоне общей трагедии своими публикациями данные ресурсы не просто не осуждают жестокое преступление, а побуждают к совершению подобных действий. Поэтому любые попытки романтизации преступника должны быть под особым взором правоохранителей.
Но, видимо, творческие личности полагают, что Москва не Казань, а театральные подмостки не интернет, поэтому здесь персону Галявиева можно использовать как угодно.
Создатель инсценировки Александр Плотников в интервью порталу «Ревизор» так охарактеризовал свой замысел: «Я не рассматриваю Достоевского в параллели с современностью. Скорее — современность в параллели с Достоевским. Вторя удачной фразе одного современного театрального деятеля, я считаю, что театр — это репетиция свободы. Мы можем освобождать жизнь, делать её выносимой. Достоевский для меня — это проблема русского (да уже и любого) сознания и метод преодоления этой проблемы… Мы пытаемся дегероизировать Раскольникова. Напомнить, что убийство мерзкой старухи — это вообще-то микро-геноцид. Когда убили шесть миллионов евреев — важно, а когда одну старуха — ничего, можно и про бога поговорить?.. Мы выступаем против этого шаблона. Есть такое слово — реституция. Реституция — это восстановление в правах. Мёртвые мертвы, кто восстановит их права? Мою прабабушку и прадедушку какой-то генетический потомок Раскольникова убил топором и украл их деньги. Кто восстановит их права? Кто будет говорить о мёртвых? О таких „неважных“, „невзрачных“ мертвых, вроде моей прабабушки или старушки-процентщицы? Наш Достоевский — это попытка реституции. Я верю в воскресение, но только внутри нашей памяти, внутри нашей эмпатии, внутри нашего внимания».
Но дело не в проблемах восприятия господином Плотниковым окружающей действительности. Достоевский, следивший за уголовной хроникой, Раскольникова все же придумал, в то время как Галявиев — фигурант настоящей кровавой истории. Потому интеллектуальные опыты Достоевского, как к ним ни относись, этические границы не переходили. А вот представление в качестве персонажа реального человека, так сказать, с пылу, с жару, когда еще даже не состоялся приговор, — это действительно какое-то безумие. Если согласиться с тезисом о том, что театр — репетиция свободы, то нужно признать, что Плотников ее проваливает. Потому, что свобода подразумевает не только наличие широких прав, но также и обязанностей, а, главное, умение использовать «внутреннего цензора».
Последствия таких творческих «изысканий» могут быть самыми неожиданными — от появления подражателей, восхищенных тем, что Галявиев своим преступлением поднял себя до сцены академического театра, до спекуляций националистов, которые могут заявить, что московская постановка является глумлением над памятью жертв казанского преступления.
Руководство считает, что все нормально?
«Для того я над вами и командир, чтоб на 10 дураков один умный был!» — говорил герой Валентина Гафта полковник Покровский в картине «О бедном гусаре замолвите слово». Допустим, господин Плотников, в силу отсутствия опыта, в своих экспериментах ушел слишком далеко. Но для того и существует руководство в Театре Российской Армии, чтобы на сцену не выплескивалось то, что переходит определенные границы.
Однако замдиректора по развитию театра Авимская проблем, судя по всему, не видит. Telegram-канал Cultras приводит ее слова: «Режиссер хотел бы соотнести мысли и действия убийцы детей в Казани с мыслями Раскольникова из „Преступления и наказания“. Он находит параллели в их отношении к матери, к людям, похожесть мыслей сегодняшнего анти-героя из Казани и Раскольникова. Мы хотели этой Мастерской показать, что Достоевский действительно рядом с нами, он в нас, что его тексты и идеология сегодня актуальны».
Право, не стоит перекладывать свои странные затеи на Федора Михайловича — у него своих грехов, равно как и заслуг, более чем достаточно. Представителям Театра Российской Армии стоит подумать о другом: как бы следующий отморозок, вдохновленный Галявиемым, не явился однажды к ним прямо в зрительный зал. Потому что будить лихо очень плохая затея с непредсказуемыми последствиями.
Не смотрел, но осуждаю
В Сети новости о таком спектакле вызвали негодование. Официальному Instagram-аккаунту Театра Российской Армии даже пришлось закрыть комментарии к части своих публикаций. Некоторые пользователи «ВКонтакте» отметили , что такая постановка «тянет на статью УК». Писали и про сомнения в здоровье авторов идеи, и об отсутствии у них совести. Некоторые даже призвали СК проверить театр и создателей спектакля на оправдание терроризма.
Но нашлись и те, кто призвал сначала посмотреть «эскиз» — официально в программе театра этой постановки нет, а показ был в рамках учебной лаборатории.
Сенатор Алексей Пушков согласился с большинством : ему идея спектакля, где может фигурировать Ильназ Галявиев, не понравилась. Постановку он назвал «низкопробным плагиатом», а авторы, по его мнению, «паразитируют на классике, извращая ее и низводя до собственного уровня».
В результате директору театра Ивану Чурсину пришлось оправдываться: он объяснил, что спектакль не будет включен в репертуар, а создан был лишь в рамках мастерской «Достоевский рядом», где молодые режиссеры создавали эскизы по мотивам произведений Достоевского.
«Мы показывали шесть эскизов. Спектакль никого не оправдывает. У нас критики на показах присутствовали. Про оправдание в эскизах Ильназа Галявиева написали те, кто не смотрел эскизы. И никто этот спектакль ставить не собирается», — заявил он «Газете.ру» .
Романтизация убийцы
Многие комментаторы обвиняли авторов постановки и труппу в том, что их спектакль якобы романтизирует образ казанского стрелка. Но с этим в театре не согласны.
«[Романтизации] нет в спектакле, если у кого-то это произойдет — это невозможно. В большинстве отзывов [зрителей] говорилось, что этот спектакль вообще надо всем школьникам показать, чтобы неокрепшие умы увидели, к чему это может привести. Там нет никакой романтизации, там ужас», — уверен Рожковский.
Опасения по поводу романтизации появились не случайно. Такое действительно было в реальной жизни. В социальных сетях после стрельбы в казанской гимназии стали появляться сотни публикаций, не только оправдывавших Галявиева и его поступок, но и передававших восхищение им.
В роликах из TikTok подростки ассоциировали себя с убийцей, идеализировали и восхваляли его. Многие авторы таких публикаций рассказывали, как их самих травили в школе, а затем показывали кадры с камер видеонаблюдения, где Галявиев идет с ружьем к школе. Психологи увидели в этом сигнал реальности и актуальности проблемы буллинга. Но справиться с ней можно не запретами спектаклей и социальных сетей, а работой психологов с детьми и искоренением насилия в учебных заведениях.
Ильназ Галявиев, устроивший стрельбу в казанской школе № 175, в случае попадания в психиатрическую клинику при ФСИН будет находиться под очень жестким контролем. Системы охраны в тюремной больнице намного строже, как и отношение к пациентам. Об этом «360» рассказал врач-психиатр Евгений Фомин.
Казанский стрелок признался, что предпочел бы пожизненный срок, чем принудительное лечение. Галявиев сейчас находится в СИЗО, где подружился с сокамерником. Он поделился с ним своими опасениями, что в больнице из него могут сделать «овоща».
Однако преступники чаще всего мечтают о том, чтобы попасть в больницу, нежели за решетку, потому что условия содержания в клинике все равно мягче, чем в тюрьме. Хотя некоторые сходства все же есть. Даже в обычных психиатрических стационарах у каждого врача свой ключ. Всегда нужно проверять, закрыта ли дверь. Палаты с пациентами тоже закрываются. Есть и решетки на окнах. А больницы ФСИН еще жестче.
«Люди с криминальным прошлым априори опасны, поэтому там жестче контроль и охрана, наверное, где-то вооруженная. В силу специфики учреждения отношение к пациентам пожестче, безусловно», — сказал Фомин.
В клиниках при ФСИН лечат так же, как и в обычных стационарах.
«Странное его желание — не попадать [в больницу]. Я думаю, что его легко удовлетворят», — отметил психиатр.
Если Галявиева все же отправят на лечение, то у него будет больше шансов выйти на свободу. Что касается его опасений стать «овощем», то прием препаратов, подавляющих психоз, действительно может изменить черты личности. Но в случае с человеком, который представляет опасность для общества, прием таких антипсихотических препаратов даст хороший результат, сказал врач.
Член ОНК Москвы Ева Меркачева ранее рассказала, что Галявиев не хочет лечиться в казанской больнице, потому что боится мести.
Ильназ Галявиев в мае устроил массовый расстрел в казанской гимназии № 175. Жертвами стали девять человек — семь детей и две учительницы.
Конец цитирования.
Уважаемые коллеги! Мы продолжаем внимательно следить за реакцией гражданского общества на все формы антитеррористической защищённости образовательных организаций. Запрет на произведения, вызывающие психологический эффект подражания террористам и экстремистам мы считаем правомерной формой выражения общественного мнения.
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"