Добавим: учиться, не прекращая охрану на стационарных постах образовательных организаций на территориях с уровнем максимального реагирования (в зоне специальной военной операции). С привлечением положений Закона «Об образовании в Российской Федерации», СРО Ассоциация «Школа без опасности» подготовлена своевременная гибкая, с учетом опыта и возможностей «на местах», единая Основная программа, с сочетанием форм профессионального обучения. Сочетание допускается (ст. 17, пункт 4).
Что такое «программа профессионального обучения»? — это обстоятельный тематический план подготовки соискателя к получению квалификации, при возникновении образовательных отношений (соискателя и образовательной организации). Закон разрешает соискателю начинать образовательные отношения как с начала действия программы, так и сразу же с промежуточной аттестации. И даже с итоговой аттестации по программам, имеющим государственную аккредитацию (что для нас не актуально). Разрешенное законодательством «сочетание форм» позволяет все лучшие «допуски» закона привлечь в программу для обеспечения получения квалификации охранником образовательной организации на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей (а при утверждении такой возможности и в других регионах с режимами повышенной готовности).
Тем актуальнее становится новая редакция Основной образовательной программы профессионального обучения — программы переподготовки «Охранник образовательной организации», с сочетанием форм.
В чем особенности предлагаемой СРО программы обучения охранника в зоне проведения СВО, и возможно, в зонах с введенными режимами контртеррористической операции, и иных уровней высокого реагирования и готовности?
Программа — план содержит модули, объединяющие компетенции будущего квалифицированного работника охраны образовательных организаций. Каждая из тем или групп тем в модуле, заявленных программой — компетенция охранника. Совокупность сведений о трудовых действиях на стационарном посту в модельных (модульных) условиях. И необходимых для выполнения умениях, и навыках, на основании уже полученных (самоподготовкой) соискателем знаний. Право на получение знаний самостоятельно, с использованием формы самообразования и индивидуального плана предоставляется охраннику на весь требующийся ему срок освоения, «до» его решения о готовности к возникновению образовательных отношений. Перед проведением промежуточной аттестации. Подключаться к онлайн консультациям заранее тоже никто не запрещает. Для этого не потребуется регламентировать образовательные отношения.
Соискатель «в своем праве» проводить самообразование по индивидуальному плану до возникновения образовательных отношений, без срока. Но за два месяца по программе «с сочетанием форм» он, по подпрограмме обучения на производстве, начинает выполнять учебно-производственные задания на рабочем месте, за алгоритмом которых наблюдает закрепленный наставник («Руководство для наставников на рабочем месте» — О.Ф Клинк, С.Г. Кукушкин, А.А. Факторович, Национальное агентство развития квалификаций, 2023 год). Программой предусмотрены возможности любого выбора — без изменения плана. Максимальное обеспечение возможностей (сроки, продолжительность, формы) – «как удобно» для тех, кто хочет учиться и получать квалификацию строго по закону и приказам Минтруда и Министерства образования, с нашим (СРО) учетом особенностей для территорий с затруднительной логистикой, с регионами, не сильно отдаленными от линии боевого соприкосновения или проведения КТО.
Самообразование для не отрывающегося от практической деятельности «на производстве» (услуги) работника — лучшая форма обучения профессии для тех, кто хочет и может самостоятельно учиться. Ещё раз повторяем: теоретическая часть самоподготовки дополняется подпрограммой учебно-производственных заданий, с контролирующей ролью наставника — внутреннего ресурса СРО.
Дополнительно предоставляется возможность беспрепятственно получать онлайн консультации, ценные указания его внешних специалистов, дистанционно. Что вместе с самообразованием, как с основной формой профессионального обучения, уже представляет собой сочетание трёх различных форм. Для присвоения квалификации требуется программа с итоговой аттестацией, процедура и содержание которой, разъясняются рекомендациями Министерства просвещения и Министерства труда Российской Федерации.
Программа сама по себе не научит даже самого одаренного соискателя профессии. Образовательная организация, выполняющая ее функции в развитии квалификаций СРО «Школа без опасности», охватывает краткие сведения тем плана разносторонними, разложенными «по полочкам», обучающими материалами, которые можно назвать учебно-информационными ресурсами, факторами профессиональной деятельности в содержании ресурсов, подлежащими использованию в обучении.
Самообразование «в чистом виде» требует индивидуального плана. Примеры его реализации показал коллегам героический энтузиаст из частной охранной организации «Патриот» (Калуга). В связи с чем планом и (приложением) программы для тех, кто выбирает «чистое самообразование» до самой промежуточной аттестации, предусмотрен, в качестве образца, «Типовой индивидуальный план самообразования» — помодульно, сопровождающий каждый модуль программы. Дублировать «сочетание форм» в программе индивидуальным планом возможно, используя и общий программный план, и типовой. Дублирование целесообразно.
Не будем сейчас касаться развивающихся системным администратором двух комплексов преобладания самообразования, из девяти запланированных ресурсов – шести для первого этапа (самообразования) и трёх для второго (подготовки к итоговой аттестации).
Для тех, кто хочет учиться и непрерывно профессионально готовиться весь период деятельности в охране образовательных организаций, все разрешенные законодательством способы предоставляются СРО Ассоциация «Школа без опасности». Обязательно требуется организующая желающих учиться помощь на местах. На первом этапе — для формирования экспериментальной группы для передачи обучающих материалов.
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"