Ответы на замечания, поступившие от руководителей и представителей РООРов на онлайн-конференции 23.06.2022 года, по проекту профессионального стандарта.
Конференцию проводили: ответственный исполнитель-разработчик проекта профессионального стандарта «Охранник объектов, подлежащих антитеррористической защищенности» Саминский Сергей Васильевич и соразработчик профессионального стандарта, президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» — ФКЦ РОС, Козлов Александр Михайлович.
В конференции приняли участие представители 71 региона (в ФКЦ РОС зарегистрированы представители 53 регионов, включающих в себя 76 юридических лиц), и 113 городов Российской Федерации.
От участников конференции поступило всего 5 (пять) замечаний, все они без подписи.
Мы публикуем здесь все пять замечаний по порядку, и ответы на них, и забегая вперёд, заметим: у участников конференции не оказалось высказанных замечаний, подтверждающих недостатки проекта профессионального стандарта.
Замечание №1.
«Почему в стандарт не включено требование об обязательном наличии спецсредств? ПР – единственное оружие против нарушителей, охранники не мастера бесконтактного боя. В проекте профстандарта есть фразы «пресечение, предотвращение и т.д.». А чем противостоять нарушителю? Охранников учат применять спецсредства, плюс ежегодно сдают ПП. Наличие на ремне ПР и наручников уже вызывает уважение. Многие заказчики не указывают их в ТЗ, снижая тем самым уровень защищенности».
Разъяснения разработчика:
Согласно статье 195.1 ТК РФ Понятие квалификации работника, профессионального стандарта:
«Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения трудовой функции».
Рекомендации (а не требования) о наличии специальных средств у охранника может давать не профессиональный, а национальный стандарт (ГОСТ Р). На наличие обязательной готовности охранника объектов, подлежащих антитеррористической защищенности, использовать предоставленные законом спецсредства, указывают:
- в разделе «Требования к образованию и обучению» каждой из обобщенных трудовых функций («А», «В», «С», «Д» и «Е») указано на уже пройденное, «в качестве допуска к обучению на охранника объектов, подлежащих антитеррористической защищенности», профессиональное обучение по программе подготовки частного охранника;
- в разделе «особые условия допуска к работе (допуска на пост на объекты, подлежащие антитеррористической защищенности)» мы читаем: удостоверение частного охранника, свидетельство о профессии рабочего, должности служащего с присвоением квалификационного разряда (класса, категории), актуальный документ о прохождении периодической проверки частными охранниками на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств. Применению специальных средств уже обучены охранники 4 разряда, иначе им бы не выдали удостоверение частного охранника;
- в концевых сносках содержатся указания на все постановления Правительства РФ и приказы Росгвардии, определяющие порядок прохождения профессионального обучения охранника 4,5,6‑го разрядов, в том числе указано на постановление Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 (ред. от 25.10.2021) «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», где в приложении № 6 «Правила сдачи квалификационного экзамена», пунктом 5, подпунктом 8) названо использование специальных средств. Все перечисленные нормативные правовые акты, указаны в качестве оснований требований к охраннику, уже получившему и подтвердившему необходимые для использования специальных средств, умения. Перечни нормативных актов указаны в концевых сносках проекта: №№ 7,8,9,15,16 и 17. Вывод: квалификация, необходимая охраннику для использования специальных средств, полностью подтверждается проектом, в то время как их наличие на посту является предметом гражданско-правового договора с заказчиком услуги, и не может являться предметом содержания профессионального стандарта.
Продолжение следует…
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"