Начальник ГУЛРР и ГК Росгвардии генерал-лейтенант полиции Маликов Анатолий Анатольевич рассказал журналу «Мир безопасности», что представляют собой частная охранная и детективная деятельность на сегодняшний день.
— Анатолий Анатольевич, что представляют собой частная охранная и детективная деятельность на сегодняшний день и их состояние?
— В Российской Федерации с 1992 года частное охранно-сыскное предпринимательство динамично развивается как специфическое направление оказания услуг в сфере безопасности, сложившееся в условиях либерализации экономических отношений и совершенствования законодательства о частной охранной и детективной деятельности.
На сегодняшний день негосударственные структуры безопасности действительно стали отдельным сегментом экономики и значимым компонентом системы обеспечения общественной безопасности. Отправной точкой создания отрасли считается подписание Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487‑I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
В настоящее время в Российской Федерации функционирует около 18 тысяч частных охранных организаций, в которых работает более 650 тыс. квалифицированных частных охранников. Ими обеспечивается охрана более 1 млн. 400 тыс. объектов различной формы собственности.
Специфика деятельности частных охранных организаций связана с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан в связи с использованием в их деятельности оружия и специальных средств, что непосредственно влияет на состояние правопорядка и безопасность государства.
В этой связи нами проводится планомерная работа как по усилению контроля за данной сферой деятельности, так и развитию государственно-частного партнерства в вопросах обеспечения общественной безопасности.
Практика последних лет также показала, что ни одно массовое мероприятие, в том числе международного масштаба, не проводится без привлечения частных охранных организаций. Так, в ходе обеспечения безопасности на мероприятиях Чемпионата мира ФИФА 2018 была привлечена 51 частная охранная организация. Непосредственно частной охраной обеспечивалась охрана 236 объектов Чемпионата (236 объектов из 272), в том числе 12 стадионов, 12 удаленных пунктов досмотра транспорта и грузов, 32 баз команд, 36 предматчевых тренировочных площадок, 79 отелей и гостиниц, а также 65 иных объектов. При этом неоценим вклад частной охраны в обеспечении общественного порядка на самих объектах охраны.
Так, только за прошедший 2021 год ими задержано более 50 тыс. правонарушителей, в том числе более шести тысяч граждан за нарушения, имеющие признаки уголовных преступлений. Также следует отметить, что определенной части охранных организаций доверено обеспечивать охрану объектов, к которым предъявляются особые требования по их антитеррористической защищенности. К таким организациям, охраняющим образовательные учреждения, предъявляются особые требования, в том числе в части подготовки и повышения квалификации частных охранников.
— Какие функции возложены на Росгвардию по выполнению требований ФЗ «О частной охранной и детективной деятельности»?
— На подразделения лицензионно-разрешительной работы территориальных органов Росгвардии возложены полномочия по обеспечению государственного контроля за частными охранными структурами, в первую очередь по соблюдению ими требований Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487‑I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Учитывая специфику охранной отрасли, а также ее неразрывную связь с обеспечением общественной. Налаженное на площадке Координационного совета взаимодействие Росгвардии и частных охранных организаций помогает нам «услышать» их проблемы и опасения, что, в свою очередь, способствует своевременному принятию соответствующих мер, в том числе и на законодательном уровне.
Особое внимание в последнее время обращается на качество оказания охранных услуг на объектах, охраняемых за счет бюджетных средств, в первую очередь мест массового посещения граждан и других объектов, к которым предъявляются особые требования по их антитеррористической защищенности.
Практика последнего десятилетия показала, что ранее существовавший упрощенный режим контроля, нацеленный в первую очередь на защиту коммерческих интересов юридических лиц, совместно с несовершенством проводимой политики по упрощению закупочных процедур и постановкой во главу угла критерия предложения минимальной цены за свою работу, привели к тому, что повсеместно нами фиксируются случаи некачественного оказания охранных услуг и ухода части из них в теневой сектор. И примеров достаточно.
При осуществлении государственного контроля за частной охранной деятельностью выявляются недобросовестные охранные организации, которые в ходе участия в торгах на оказание охранных услуг по государственному и муниципальному заказам допускают необоснованное снижение цен, не позволяющее выплачивать охранникам заработную плату даже на уровне минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного в регионе, что приводит к нарушению законодательства (налогового, трудового, профильного).
— За прошедший год вашей службой совместно с охранными структурами и объединениями была проделана колоссальная работа по структурированию взаимоотношений с участниками рынка охранных услуг в сфере контроля за добросовестностью исполнения и в сфере формирования НМЦК. Какие проблемы и задачи вы планируете совместно рассмотреть и решить в этом году?
— Специалистами Росгвардии совместно с экспертами охранного сообщества (ФКЦ РОС, НИЦ «Безопасность» и Союз ОСО) проведена огромная знаковая работа по принятию Правительством Российской Федерации постановления, наделяющего Росгвардию необходимыми полномочиями по установлению начальной (максимальной) цены контракта, а также изданию соответствующего приказа Росгвардии, утверждающего порядок определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг.
На ближайшее время перед нами стоит задача по реализации требований данного приказа и в первую очередь по проведению разъяснительной работы среди органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являющихся непосредственными заказчиками охранных услуг.
Кроме этого, наиболее резонансная информация о возможных нарушениях законодательства со стороны частных охранных организаций в ходе осуществления закупок охранных услуг по государственному заказу рассматривается на заседании созданной при Координационном совете Комиссии по вопросам повышения качества охранных услуг, а также на таких же комиссиях при координационных советах территориальных органов Росгвардии.
Так, начиная с декабря 2019 года, создано 70 таких комиссий, в рамках работы которых рассмотрена деятельность более 500 охранных организации, допускающих нарушения законодательства.
Такая работа способствует очищению охранной отрасли от недобросовестных участников рынка и
созданию необходимых условий для развития отрасли в правовом ключе.
Но мы на этом не останавливаемся. Как показали последние трагические события, произошедшие на объектах образования, обеспечение их безопасности является приоритетной государственной задачей как для нас, так и для всех участников этого процесса.
В настоящее время совместно с охранным сообществом, а также заинтересованными ФОИВ в рамках отдельных поручений президента Российской Федерации проводится работа по формированию единого подхода по обеспечению безопасности образовательных организаций.
Соответственно, одной из приоритетных задач Росгвардии является совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере частной охранной деятельности с учетом новых угроз общественной безопасности, основных направлений развития государственной политики по различным направлениям деятельности, в частности связанных с цифровизацией экономики, совершенствованием механизмов государственного контроля и лицензирования и т.д.
— Что позитивное Вы можете отметить в деятельности частной охранной и детективной деятельности за последние пять лет? Назовите наиболее яркие примеры в их деятельности.
— С момента образования Росгвардии сфера частной охранной деятельности значительно трансформировалась. Благодаря нашим совместным усилиям запущен процесс формирования в охранной отрасли крупных игроков, с которыми государство может вести конструктивный диалог и вырабатывать консолидированные взаимовыгодные решения.
В первую очередь это, конечно,создание Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» (ФКЦ РОС).
Данное объединение играет решающую роль в плане наведения порядка на рынке охранных услуг. Оно практически инициировало необратимые процессы самоочищения отрасли от ее недобросовестных участников. При этом на правительственном и ведомственном уровнях при подготовке нормативных правовых актов, влияющих на сферу охранных услуг, в обязательном порядке учитывается мнение ФКЦ РОС.
Также по инициативе Объединения реализуются процессы внесения актуальных изменений в законодательство и подзаконную нормативную базу, связанных с повседневной работой охранных организаций.
Учитывая активное содействие ФКЦ РОС, а также других представителей охранного сообщества, Росгвардии за последние пять лет удалось завершить формирование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы частной охранной деятельности, а также оборота оружия в этой сфере.
Кроме того, неоценимым вкладом в осуществление данной работы стало создание в 2017 году Координационного совета по вопросам частной охранной деятельности при Росгвардии, работа которого показала высокую эффективность в решении как насущных проблем охранной отрасли, так и глобальных вопросов, связанных с обеспечением общественной и государственной безопасности.
На данный совещательно-консультационный орган в настоящее время возложены достаточно важные задачи, в том числе связанные с организацией проведения периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами.
Квинтэссенцией наших усилий явилась совместная с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Александром Евсеевичем Хинштейном, Василием Ивановичем Пискаревым и Анатолием Борисовичем Выборным разработка проекта федерального закона «О частной охранной деятельности», устанавливающего новые правовые основы осуществления частной охранной деятельности на территории Российской Федерации. В настоящее время законопроект находится в завершающей стадии разработки и по итогам проведения необходимых регламентных процедур будет внесен в установленном порядке в Государственную Думу ФС РФ.
Не могу не отметить нашу совместную работу по развитию систем независимой оценки квалификации и технического регулирования в охранной отрасли.
На площадке, созданной с участием Росгвардии отраслевого технического комитета по стандартизации ТК 208 «Антитеррористическая и охранная деятельность», за истекший период проведена огромная работа по разработке и принятию актуальных национальных стандартов, среди которых ГОСТ Р 58485–2019, регламентирующий требования к порядку организации охраны образовательных организаций, а также в других сферах деятельности, где охрана обеспечивается силами частных охранных
организаций. Здесь следует понимать, что любая охрана невозможна без квалифицированных частных охранников, которые непосредственно обеспечивают безопасность охраняемых объектов.
Начало такой работы в части выработки квалификационных требований к персоналу охранных организаций было положено в 2019 году в ходе создания Совета по профессиональным квалификациям в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий) «Антитеррор».
Уже сегодня со специалистами от охранного сообщества определены основные направления формирования квалификационных требований к частным охранникам, которыми они должны обладать для обеспечения соответствующего уровня безопасности охраняемых объектов и которые в скором времени будут закреплены в соответствующих профессиональных стандартах.
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"