Всеобщим массовым способом получения квалификации в Российской Федерации по профессиям рабочих, должностям служащих является освоение программ профессионального обучения, сдача квалификационного экзамена и оформление образовательной организацией свидетельства о профессии рабочего, должности служащего с указанием квалификации. С “присвоением” разрядов, классов или категорий (при наличии).
Процедура получения (оформления) квалификации схематично указана в статье 60 Закона “Об образовании в Российской Федерации” и подробнее в Приказе Министерства просвещения РФ от 26 августа 2020 № 438 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения”.
Приказ твёрдо опирается на законодательство Российской Федерации, на которое даются концевые сноски:
1 — на часть 5 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;
2 — на часть 15 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;
3 — на часть 6 статьи 73 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;
4 — на часть 5 статьи 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;
5 — на часть 4 статьи 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;
6 — на часть 1 статьи 74 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;
7 — на часть 2 статьи 74 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;
8 — на часть 3 статьи 74 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;
9 — на часть 11 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;
10 — на часть 3 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;
11- на часть 12 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;
12 — на часть 10 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;
13 — на часть 9 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.
Кто ещё раз хочет уяснить для себе методику присвоения квалификаций для рабочих и служащих, перечитайте пункты 15–21 Приказа, в особенности пункты 19, 20 и 21.
Обзор документа дает следующую характеристику регулируемых им правоотношений:
“Урегулирован порядок разработки программ профобучения в УЧЕБНЫХ ЦЕНТРАХ профессиональной квалификации и на производстве. Уточнен порядок получения квалификации по профессии рабочего, должности служащего”.
Ещё раз, пункт 20: “Квалификация, указываемая в свидетельстве о профессии рабочего, должности служащего, даёт её обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам профессионального обучения”. Это как раз об охранниках, среди которых (как утверждают оппоненты) “нет ни одного квалифицированного”.
Для профессии “охранник” существует отдельное прямое указание, изложенное в пункте 9 Приложения № 6 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 (ред. от 10.07.2020) “Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности”.
Пункт 9 “По итогам экзамена не позднее трёх рабочих дней со дня принятия комиссией соответствующего решения выдаётся документ о квалификации, в который включаются сведения о разряде (классе, категории), установленного по результатам профессионального обучения”.
Указанным выше путем получения квалификации, установленным законодательством Российской Федерации, идут десятки миллионов рабочих и служащих, не имеющих среднего профессионального или высшего образования.
Существует порядок подтверждения квалификации.
Он предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 № 1204 “Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификаций в форме профессионального экзамена”. Определение понятия “соискатель”, в целях проведения независимой оценки: работник или претендующие на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, которое обратилось, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СВОЕЙ квалификации в порядке, установленном Федеральным законом “О независимой оценке квалификации” и настоящими правилами. Ощущаете разницу?
Соотношение соискателей, желающих добровольно получить квалификацию по профессиям рабочих, должностям служащих, совокупно с квалификациями специалистов среднего звена и руководителей, и тех, кто добровольно желает подтвердить квалификацию ее независимой оценкой, определяет рынок труда.
За пять лет и неполных 10 месяцев (с июля 2016 года) востребованность подтверждения квалификации независимой оценкой по всем категориям соискателей составила 109 000.
В то же время, аттестационными комиссиями образовательных организаций, после квалификационного экзамена, присваивалась квалификация и проводилось обучение для её повышения остальному контингенту. Что для “независимых” составило около 0,15 % общего количества трудоспособного населения, или около 0, 36 % от квалифицированных работников и специалистов. Основное количество проявивших желания пойти на независимую оценку составили представители профессий из вертикального транспорта (лифтовики), энергетики и специалисты финансового рынка. Остальные советы по профессиональным квалификациям в основном ограничивались в области применения уже принятых профессиональных стандартов организацией профессиональной подготовки по числящимся за ними областям (видам) профессиональной деятельности. То есть вопрос о добровольности прохождения независимой оценки пока не в достаточной степени востребован рынком труда. Но НСПК принимаются все необходимые меры…
Наиболее отрицательная динамика с независимой оценкой предсказуема в отрасли (не станем наделять её заслуженным возведением до “области” профессиональной деятельности) — в частной охранной деятельности. Где охранники, для получения допуска в профессию, сдают не один, а два экзамена:
- квалификационный, один раз в 5 лет,
- и применяемую по аналогии периодическую проверку — ежегодно.
Перспективу для проведения независимой оценки представляют только выделившиеся новые профессии:
работник охраны образовательных организаций и работник охраны медицинских организаций. Где профессиональное обучение соискатели проходят совершенно по другим программам ПЕРЕПОДГОТОВКИ, в управляемых объединениях работодателей.
Объективная величина — востребованность рынком, перечеркивает расчеты деловых людей в отношении “области” (отрасли) в целом. Когда как общее количество рабочих мест работников охраны образовательных организаций и медицинских организаций, при создании условий труда в режиме нормального рабочего времени, составляет сотни тысяч квалифицированных работников, по минимальному расчету количества постов. Эти две профессии одни могут в разы перекрыть общий вклад всех остальных СПК в количество сдавших профессиональный экзамен. Но означенный управляемый процесс зависит от организующей роли отдельных наиболее квалифицированных руководителей.
Продолжение следует…
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Уважаемый Николай Арсентьевич! Обучение работников охраны образовательных организаций в соответствии с требованиями профессионального стандарта является одним из видов профессионального обучения (по моему мнению — переподготовка рабочих, служащих). Судя по указанному приказу (п.5) программы профессионального обучения разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом. Применительно к частной охранной деятельности эти программы называются типовыми и в ст. 15.3 Закона 2487–1 разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности. Однако приказом Росгвардии от 30.11.2019 № 387 утверждены только программы профподготовки и повышения квалификации. Как вы видите выход из данной ситуации?
Привет, старина! Редко пишешь! Закон 1992 года не предполагал, что из профессии «Охранник» могут выделится другие, новые, необходимые сегодня, через 40 лет, профессии. Поэтому переподготовку не предусмотрел. Это не мешает. Образовательная организация может сама разрабатывать программу переподготовки и применить её. Для «рабочего» и приравненного к нему категорией служащего – одна переподготовка. Для специалиста среднего звена – другая. Разные статьи Закона «Об образовании», разные сроки. В проведении подготовки это не мешает. Не самый большой недостаток Закона 2487 – 1! Считаем обучение по Типовой программе – обязательной первой ступенью, вводом, входом. Обучение по профессиональному стандарту – второй ступенью. Актуализированное обучение антитеррористической защищённости… Подробнее »
Спасибо за ответ. Николай Арсентьевич, внимательно изучаю программу переподготовки.Тема очень актуальна и интересна. Появился вопрос следующего характера. В соответствии с вашей программой итоговая аттестация проводится в форме квалификационного экзамена. Требования к квалификационному экзамену изложены в ст. 74 Федерального закона “Об образовании”. Частью 3 этой статьи установлено, что квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя в том числе практическую квалификационную работу. Исходя из профессионального стандарта предполагаю, что практической квалификационной работой можно считать приобретенные по каждой из компетенций навыки. Пытаюсь понять критерии оценки навыков. Буду рад, если поделитесь своими соображениями на этот счет.
С уважением
Старина! Ничего сложного! Для среднего звена «практическая работа» — 105 тем инструктажей работников охраны образовательных организаций, компьютер выбирает две темы, по типам образовательных организаций и угрозам. Для стационарных постов – ситуативные задачи по две штуки. Пишут ответы на листах и отвечают комиссии, в присутствии представителей работодателей. Возможен удалённый вариант приёма экзаменов. Передам «лично в руки», когда будешь в столице. Пересылать не хочу. Учить бить резиновой палкой – это не для работника охраны образовательных организаций.
С уважением.