В Общественной палате РФ 25 марта состоялся круглый стол «Вопросы стандартизации в сфере охраны и безопасности». Об этом сообщает пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности».
Открывая круглый стол, президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности (ФКЦ РОС) Александр Козлов заявил, что сегодня в отрасли происходят активные процессы саморегулирования, в том числе в части повышения качества охранных услуг. Одной из инициатив, исходивших от охранного сообщества, стало создание ТК 208. Под его эгидой за три года был разработан целый ряд национальных стандартов, предназначенных для применения в частной охранной деятельности, в первую очередь — в сфере государственного заказа. Основным инициаторами этой работы являются ФКЦ РОС и Союз ОСО.
Применение национального стандарта позволяет гарантировать, что заказчик получает охранную услугу надлежащего качества. Однако как включить требования национального стандарта в состав конкурсной документации? Допустимо ли это с точки зрения закона? Эти вопросы стали ключевыми в ходе заседания круглого стола.
Президент Группы «СТАРК Безопасность» Александр Гадалов отметил, что в конкурсной документации существует такой критерий как деловая репутация участника закупок. Требования соблюдения положений национального стандарта можно использовать в нем. Тогда те участники, которые не смогут соответствовать этим требованиям, получат меньше баллов, но при этом их участие в закупке ограниченно не будет. Тем самым будет исключено ограничение конкуренции и при этом реализован механизм отбора лучших исполнителей.
В том, что развитие системы национальных стандартов является одним из условий для повышения качества охранных услуг, сошлись все участники дискуссии. Президент СРО Ассоциация «Школа без опасности», председатель Совета Союза ОСО Сергей Саминский добавил, что с необходимостью разработки и принятия национальных стандартов соглашаются как поставщики услуг, так и заказчики. А вот со стороны федеральных органов власти не всегда удается добиться понимания в этом вопросе. Встречается мнение, что существующих приказов и постановлений достаточно для оказания охранных услуг на должном уровне.
Между тем, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ прямо указывают на обязательность использования национальных стандартов при описании объектов закупки. В противном случае организация, осуществляющая закупку, должна разъяснить, почему стандарты не используются.
Вместе с тем, законом также установлено, что принуждать к проведению добровольной сертификации в какой-либо системе нельзя.
Многое в вопросе применения национальных стандартов зависит от позиции регулятора. Заместитель начальника Управления лицензионно-разрешительной работы ГУЛРРиГК Росгвардии Андрей Аванесов считает, что разработанные ТК 208 стандарты закрывают ряд проблемных вопросов, которые не урегулированы на уровне лицензионных требований. Кроме того, он привел в пример решение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, которая подтвердила, что применение заказчиком соответствия ГОСТу в качестве требования к исполнителям контракта повышает качество предоставления услуги. Более широкому применению национальных стандартов могла бы послужить соответствующая рекомендация антитеррористических комиссий в регионах.
При этом, чтобы не дискредитировать систему национальных стандартов в отрасли, необходимо обеспечить контроль соответствия организации содержащимся в документе требованиям на протяжении всего время действия сертификата.
Один из вариантов — контроль этого вопроса со стороны сотрудников лицензионно-разрешительной службы. С таким предложением выступил председатель ТК 208 Николай Першуткин. Сейчас таких полномочий у них нет, но предложение может быть реализовано в той или иной форме в перспективе.
Участники круглого стола пришли к единому мнению о том, что национальные стандарты — хороший инструмент повышения качества услуг и нужно добиваться изменения нормативно-правовых актов, мешающих их эффективному использованию. Широкое применение национальных стандартов при оказании частных охранных услуг может быть важным механизмом повышения качества охраны объектов, в том числе тех, безопасность которых финансируется за счет средств государственного бюджета.
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"