Член правления РСПП, председатель комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности Николай Рогожкин в интервью журналу «Мир Безопасности» ответил на вопросы по теме: «о роли и месте негосударственной сферы безопасности в общей системе общественной и национальной безопасности страны».
– Николай Евгеньевич, расскажите, что собой сегодня представляет негосударственная сфера безопасности?
– Негосударственная сфера обеспечения безопасности по своей сути представляет собой совокупность частных предприятий, негосударственных служб и организаций, основной целью функционирования которых является предоставление гражданам на платной основе услуг по охране интересов людей, различных субъектов предпринимательской деятельности, связанных с обеспечением безопасности.
Термин «негосударственная служба безопасности» впервые официально был введен в оборот в 2012 году. В настоящее время указанный термин довольно часто используется в научных исследованиях по проблемам деятельности ее субъектов, средствах массовой информации, официальных названиях различных комитетов и комиссий, в ходе мероприятий, проводимых субъектами НСБ.
По данным экспертов, НСБ в общей сложности объединяет более 2 миллионов человек, ее субъекты располагают реальными возможностями для участия в решении масштабных государственных задач.
НСБ в настоящее время является одной из значимых отраслей экономики страны.
Как самостоятельная отрасль экономики НСБ представляет собой совокупность однородных предприятий, организаций, учреждений, физических лиц – индивидуальных предпринимателей, специально занятых изготовлением отдельных видов продуктов, выполнением работ и оказанием услуг безопасности, профессиональной подготовкой специалистов, работающих в НСБ, защитой прав и законных интересов субъектов НСБ.
По количеству занятых в указанной сфере работников, объему оказываемых услуг, производимых товаров и работ НСБ занимает значимое место среди других отраслей экономики. Об этом свидетельствует анализ современного состояния рынка товаров, работ и услуг, производимых, выполняемых и оказываемых субъектами НСБ.
– Можно ли в настоящее время утверждать, что в России сложилась вполне внятная система НСБ?
– Для такого утверждения имеется ряд объективных оснований.
– Какой вклад внесли или продолжают вносить субъекты НСБ в обеспечение национальной безопасности страны?
– Субъекты НСБ входят в негосударственную систему обеспечения национальной безопасности (приложение 2). Участие субъектов НСБ в обеспечении национальной безопасности осуществляется посредством осуществления ими уставной деятельности, реализации гражданских прав и обязанностей.
Субъекты НСБ, взаимодействуя между собой, обеспечивают комплексную защиту охраняемых объектов, населенных пунктов, территорий и объекты гражданских прав. При этом они тесно сотрудничают с местными органами самоуправления и правоохранительными органами. Все это позволяет интегрировать объекты различных форм собственности в системы безопасности территорий, обеспечивая им высокий уровень защищенности.
Ежедневно десятки тысяч частных охранников патрулируют улицы населенных пунктов. За год ими задерживаются десятки тысяч нарушителей общественного порядка, лиц, находящихся в розыске. ЧОО активно участвуют в обеспечении безопасности публичных мероприятий (выборы законодательных и исполнительных органов, культурные мероприятия, спортивные соревнования и проч.), антитеррористической защиты объектов.
– Каковы основные проблемы в развитии НСБ и почему они имеют место быть?
– Проблем, как таковых, достаточно много, и они порой вытекают одна из другой. Приведу некоторые из них:
Основная причина указанных проблем заключается в том, что в России есть влиятельные лица, которые не заинтересованы в развитии и укреплении НСБ.
– Как развивается НСБ в других странах и какую она играет роль в их безопасности?
– В развитых странах субъекты НСБ практически полностью находятся в сфере интересов государственных силовых ведомств и специальных структур. Они не только осуществляют тесное взаимодействие с ними при решении вопросов в области безопасности, но и используют их потенциал для решения своих кадровых проблем и трудоустройства бывших сотрудников государственных органов.
В странах бывшего СССР наиболее грамотная политика в отношении субъектов НСБ проводится в Республике Казахстан. Здесь проведено разделение сфер деятельности государственных и негосударственных субъектов безопасности. За образцовое выполнение служебного долга работники субъектов НСБ награждаются государственными наградами. В остальных странах бывшего СССР субъекты НСБ не пользуются особым вниманием со стороны государственных структур.
– Каковы пути развития НСБ в интересах укрепления безопасности страны? Какие задачи могут решить ЧОО, заменив по отдельным направлениям государственные структуры безопасности, тем самым облегчив финансовую нагрузку на государственный бюджет?
Включение НСБ в систему обеспечения национальной безопасности, планы социально-экономического развития Российской Федерации, дальнейшего структурирования субъектов НСБ (создания условий для укрупнения, объединение в союзы, ассоциации, СРО), формирование ее органов управления, а также привлечение субъектов НСБ для реализации проектов «Безопасный город (территория)» и комплексных программ по профилактике и предупреждению правонарушений.
Субъекты НСБ не должны и не могут заменять или подменять государственные структуры безопасности. Каждый из них решает свои задачи, используя силы и средства, предусмотренные законодательством. Субъекты НСБ участвуют в обеспечении национальной безопасности в основном посредством осуществления своей уставной деятельности, успешно сочетая при этом частные и публичные интересы.
Участие субъектов НСБ в обеспечении национальной безопасности позволяет государственным субъектам обеспечения национальной безопасности сосредоточить усилия на решении наиболее важных проблем в области национальной безопасности.
Облегчить финансовую нагрузку на государственный бюджет возможно путем исключения у отдельных государственных органов несвойственных для них функций (например, охранных, детективных, пожарных), вывода с рынка услуг безопасности государственных организаций и предприятий, расширения полномочий субъектов НСБ по защите собственности, жизни и здоровья, общественного порядка от противоправных посягательств, а также централизации управления в области безопасности, широкого внедрения цифровых технологий безопасности и связи.
– Что необходимо предпринять, чтобы эффективно использовать огромный потенциал НСБ в интересах государства?
– В настоящее время имеющиеся у НСБ возможности государством используются не в полной мере. В целях более эффективного использования потенциала НСБ в интересах государства необходимо:
Базовое законодательство для реализации указанных направлений разработано в рамках МПА СНГ и ПА ОДКБ.
В заключение хочу сказать следующее. В марте 2022 года исполняется 30 лет со дня принятия Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», который по праву можно назвать основополагающим законодательным актом, определившим НСБ в нашей стране. В связи этим предлагаю всем заинтересованным лицам, и в первую очередь руководителям крупных объединений и организаций в сфере безопасности, создать Оргкомитет по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 30-летию образования НСБ. Провести мероприятие по созданию данного Оргкомитета на базе РСПП в апреле сего года.
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"