Изменения произошли не сразу. Вы помните крупнейшие террористические акты в России на рубеже тысячелетия. Самые крупномасштабные террористические акции, если и начинались с другими целями, заканчивались захватом районных больниц, куда сгонялось как можно больше людей и удерживалось в качестве заложников. В это же время террористы доводили до Правительства свои условия, которые выслушивались, и по ним принимались решения.
Так было с захватом больничного комплекса в Будёновске. Там с 14 по 19 июля 1995 года удерживалось в заложниках 650 больных (пациентов) и 450 работников центральной районной больницы. Часть из них погибла или была ранена.
11–18 января 1996 года в городе Кизляре (Дагестан) было захвачено и удерживалось родильное отделение районной клинической больницы. В заложниках оказались свыше ста человек медицинского персонала и находившихся там пациентов, а также согнанные туда местные жители.
В обоих случаях с террористами “на месте” велись переговоры.
После Норд-Оста (23–26 октября 2002г.) и Беслана (1.09 — 3.09.2004г.), где террористы не добились своих целей и полностью были уничтожены в ходе спецопераций, Правительство Российской Федерации приняло принципиальное правовое решение. Был утверждён Федеральный закон от 06.03.2006г. № 35-ФЗ (ред. от 08.12.2020) “О противодействии терроризму”.
Из статьи 2 пункт 11): “недопустимость политических уступок террористам”;
Из статьи 16 “Ведение переговоров в ходе контртеррористической операции”:
Пункт 1. В целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции.
Пункт 2. При ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования.
Можно сделать предположение: по всему миру международные террористические организации учли провалы террористических акций в Норд-Осте и Беслане, на других объектах и принципиальное решение Правительства Российской Федерации. И изменили тактику.
Заметно, что для захвата больниц и образовательных организаций, других объектов массового пребывания, примерно с тех же пор (2005–2007 годы) используются небольшие группы террористов-смертников. Их участники не ведут переговоры, а стремятся убить, ранить как можно больше людей, а затем погибают в ходе боестолкновений с силами защиты порядка. Лидеры террористических организаций выдвигают требования до совершения террористического акта, угрожая террористическим актом в отношении образовательных и медицинских организаций. И после совершения угрожают новыми актами против других аналогичных объектов массового пребывания людей. Применяется похожая тактика. Группа террористов-смертников не превышает 3–5, очень редко 10 человек (нападение на военную детскую школу в Пешаваре — Пакистан 16 декабря 2014 года, где участвовало 9 боевиков-смертников, убивших 145 человек, из которых большая часть — школьники от 10 до 18 лет, 114 человек получили ранения). Террористы, передвигавшиеся по городу в автофургоне, были одеты в форму военнослужащих пакистанской армии и бронежилеты, и не вызывали подозрений. Такую же маскировку применяли террористы-смертники в Афганистане, где только за 2020 год на объекты здравоохранения нападали с огнестрельным оружием 17 раз (подробнее — в разделе о защите медицинских организаций).
Коллеги!
Мы излагаем сведения о террористических актах на объектах массового пребывания людей как члены Комиссии Сергея Васильевича Саминского, в составе СПК Антитеррор. Полагаем, что работники охраны, защитники школ и больниц, обязаны получать знания о всех больших и “малых” террористических атаках на образовательные организации и медицинские организации, и владеть досконально полным массивом правовой информации о защите жизни и здоровья потребителей услуги на охраняемых объектах. К сожалению, практика показывает, что подготовка даже признанных специалистов среднего звена и руководителей частных охранных организаций, оказывающих услуги на объектах массового пребывания людей, иногда оставляет желать лучшего. Обучение в Учебном центре профессиональной квалификации Союза организаций, осуществляющих охрану социальных объектов столицы по новой программе 2020 года, позволит избежать ошибок в Вашей практической деятельности и откроет для Вас много неизвестных ранее страниц. Для всех категорий слушателей подготовка безвозмездна.
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"