Наиболее предметным источником формирования содержания квалификационных требований тех или иных видов профессиональной деятельности являются прямые указания федеральных нормативных правовых актов. Для тех видов профессиональной деятельности, участниками которых оказались федеральные или муниципальные государственные гражданские служащие, существует указующий справочник, отсыл к которому даётся пунктом 8 статьи 12 «Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы» (Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»):
«Федеральным государственным органом по управлению государственной службой в целях оказания государственным органам методологической помощи формируется справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности гражданских служащих».
Он так дословно и называется, и нет нужды повторяться.
Справочник содержит методические указания под кодовым номером П.3.17. «Вид профессиональной служебной деятельности «Регулирование в сфере противодействия терроризму» (ред. от мая 2020г). Документ разрабатывался совместно специалистами Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Минтруда России и Национального антитеррористического комитета. Содержание стоит того, чтобы его полностью включить в наше исследование:
Обращают на себя внимание следующие особенности:
- Пункт 17.18 — Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» (естественно, в последней редакции от 29.11.2019) вместе с правилами разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий)»;
- Пункт 17.23 — Постановление Правительства РФ от 25 марта 2015 г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».
В разделе «Иные профессиональные знания» содержится всего по одному пункту для категорирования: 17.21 «Порядок категорирования объекта (территории)», и для паспорта безопасности: 17.22 «Форма паспорта безопасности объекта (территории) и порядок его разработки», и по одному в разделе «Требования к профессиональным умениям» (без номеров) «проведение обследования и категорирования объектов (территорий)» и «разработка паспорта безопасности объекта (территории)».
Более подробно вопросы категорирования и разработки паспорта безопасности излагаются в постановлениях Правительства Российской Федерации, ориентированных на виды объектов, и переписывать эти требования (куда-либо) из готовых нормативных правовых актов для специалистов нет необходимости. Достаточно о них упомянуть и указать в концевых сносках.
В конце документа есть расшифровка сноски «18»: «В соответствии с Перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. № 1061». Приказ называется «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования». В приказе нет указания на «ответственное уполномоченное лицо» за антитеррористическую защищённость. Не удивительно: последняя редакция приказа датирована «от 01.10.2015 года». Когда указания о назначении ответственного уполномоченного лица ещё не выставлялись в каждом постановлении Правительства Российской Федерации. И в первую очередь – для объектов массового пребывания людей.
Немалая часть объектов массового пребывания людей – малокомплектные. На министерских и ведомственно ориентированных крупных объектах безопасностью занимаются отделы, службы, специалисты из разных департаментов, создающие целые «межведомственные комиссии». На малокомплектных объектах все вопросы комплексной безопасности, их «правоприменительная практика», ложатся на одно «ответственное уполномоченное лицо». Он обязан знать и уметь всё то, что знают и умеют Департаменты, комиссии, службы… и даже больше. От уровня его подготовленности, квалификации будет зависеть жизнь и здоровье «массового пребывания» подлежащих антитеррористической защищенности.
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"