Согласно федеральному законодательству о государственной гражданской службе, опыт работы, требования к стажу по рекомендуемым (для антитеррористической деятельности) специальностям, направлениям подготовки составляет часть квалификационных требований. Эти требования обязательны к учету при замещении должностей всеми теми, кто будет ответственно проводить работу по антитеррористической защищенности.
Стаж государственной гражданской службы предусмотрен Указом Президента РФ от 16 января 2017 года № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы». Предлагаем Вам ознакомиться с извлечениями из Указа, важными на наш взгляд, для понимания учета стажа в профессиональных стандартах о специальностях в сфере антитеррористической защищённости:
«… В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» постановляю:
1. Установить следующие квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения:
а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
в) ведущих, старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требования к стажу.
4. В случае если должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего предусмотрены квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности федеральной государственной гражданской службы, то при исчислении стажа работы по специальности, направлению подготовки в указанный стаж включаются периоды работы по этой специальности, этому направлению подготовки после получения гражданином (федеральным государственным гражданским служащим) документа об образовании и (или) о квалификации по указанным специальности, направлению подготовки.
6. Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа».
Лицо, ответственное за антитеррористическую защищенность, подпадает под действие Указа, пункта б) статьи 1: «не менее двух лет государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки». К такому выводу пришли разработчики нормативных правовых актов о квалификационных требованиях по виду профессиональной служебной деятельности «Регулирование в сфере противодействия терроризму» и руководство Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции».
Обращающее на себя внимание, встречающееся в нормативных правовых актах указание на «специальности» (наряду с «профессиями») дано в ст. 57 ТК РФ, в пункте 8 (о трудовой функции, прописываемой в трудовом договоре). Что понимается как часть профессии, специализации работника.
Должность лица, ответственного за антитеррористическую защищенность объектов с местами массового пребывания людей, мы считаем особенно важной для учета стажа по специальности, направлению подготовки. Которыми могут считаться работа в охране, служба на офицерских должностях или по контракту в Российской армии, в правоохранительных органах. Требования к подготовленности ответственного лица при назначении на должность, связанную с обеспечением безопасности «массы людей» должны прописываться и выполняться наиболее досконально, что совершенно естественно в условиях нарастания террористических угроз.
И наконец, возьмите Приказ № 148 н. В каждом уровне, начиная с 1‑го, Вы обнаружите, в разделе «Основные пути достижения уровня квалификации», указание на опыт работы. Соотнесите эти требования с пунктом б) статьи 1 Указа № 16 и другими квалификационными требованиями (к образованию). По совокупности Вы получите уровень квалификации ответственного уполномоченного лица, по всем параметрам требований – не ниже 6‑го. Отметим в конце, что в «Основных путях достижения уровня квалификации» для 5‑го уровня – НЕТ УКАЗАНИЯ НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Отсюда, нет основания указывать на альтернативу «высшего или среднего образования». О том, что основные требования к антитеррористической защищенности объектов всех категорий террористической опасности в постановлениях Правительства РФ, одинаковы – мы уже указывали в предыдущих материалах блога. В связи с чем, вопрос о требованиях к уровню квалификации, к образованию и опыту «реперной точки», мы считаем рассмотренным достаточно подробно. А учитывать ли наши разъяснения или оставить их без внимания – это личное дело ответственного разработчика.
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"