В рамках прошедшей в Ростове-на-Дону IX Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму» на заседании тематической секции «Практика обеспечения транспортной безопасности субъектами транспортной инфраструктуры» состоялась дискуссия о том, возможно ли совмещение функций по защите ОТИ и ТС от актов незаконного вмешательства и терроризма (функции ПТБ) и охраны объектов и защиты от противоправных действий (функции ЧОП). Об этом сообщает ИА «Индустрия безопасности».
Действующее законодательство такого «совместительства» не подразумевает и разделяет функции ОТБ и охраны. В то же время сами по себе функции охраны и защиты во многом совпадают, организации, оказывающие услуги по ТБ и охране, как правило, пользуются одними и теми же процедурами и подходами к предотвращению происшествий на транспортной инфраструктуре и на уровне практики могут выполнять и те, и другие обязанности. Законодательство же в данном вопросе четких дефиниций не содержит.
Следствием такой неурегулированности является то, что предприятия транспортной отрасли вынуждены для соблюдения требований законодательства в полном объеме нанимать для защиты и охраны объектов два разных предприятия. Это неоптимальная ситуация как с точки зрения издержек, так и с организационной точки зрения. На ряде транспортных предприятий, в частности, в принимавших участие в работе секции ФГУП «Мосгортранс» и СПб ГУП «Пассажиравтотранс», сложилась практика, при которой ПТБ оказывают услуги по охране ОТИ от противоправных действий. Однако требования законодательства и практика вступают в противоречие друг с другом: фактическая возможность для ПТБ выполнять функции ЧОП существует, но она нелегитимна. Так же, как и обратная ситуация.
Директор департамента транспортной безопасности Минтранса РФ Анатолий Демьянов высказал позицию министерства по обсуждаемой теме. Противоречия, о которых идет речь в дискуссии, вызваны, по его мнению, тем, что смежные и пересекающиеся по функционалу виды деятельности регулируются двумя параллельными правовыми системами: законодательством о частной охранной деятельности, разработку и актуализацию которого осуществляет Министерство внутренних дел и законодательством о транспортной безопасности, разработку и совершенствование которого осуществляет Министерство транспорта. Минтранс как регулирующий орган, отметил Анатолий Демьянов, никогда не выступал за монополию одного или нескольких участников рынка. Позиция в отношении УВО Минтранса, УВО ЖДТ и Росгвардии формулируется следующим образом: коммерческие ПТБ и специализированные участники рынка должны конкурировать на равных. Если подразделение Росгвардии, осуществляющее охрану, хочет работать как подразделение транспортной безопасности, оно должно пройти аттестацию в качестве ПТБ. Для того, чтобы ЧОП мог осуществлять мероприятия по ОТБ, нужно поменять формулировки закона «О частной охранной деятельности», где прямо указывается, что охранные предприятия не могут заниматься ничем, кроме охраны. После получения права оказывать услуги по защите ЧОПы должны в обязательном порядке пройти аттестацию и аккредитацию в качестве ПТБ.
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"