Председатель правления регионального объединения работодателей в сфере охраны и безопасности Константин Фирсов рассказал в интервью журналу «Мир безопасности», как пандемия повлияла на работу ЧОПов, почему тендеры и каким должен быть идеальный рынок охранных услуг.
– Как отразилась ситуация с пандемией и карантином на рынке охранных услуг и на вашем предприятии?
– Я бы сказал, что в целом ситуация складывается неоднозначная. С одной стороны, постановлением правительства на значительный срок была приостановлена деятельность целых отраслей. Как результат многие компании закрылись, но их помещениям и имуществу по-прежнему требовалась защита. В большинстве своём такие предприятия в срочном порядке переходили с постовой на пультовую охрану. И соответственно ЧОПы, оказывающие полный спектр услуг, значительно не пострадали. С другой стороны, многие представители как малого, так и крупного бизнеса, ссылаясь на сложную экономическую ситуацию, начали просить и даже требовать существенного снижения суммы оплаты охранных услуг, отсрочек и т. п. При этом забывая, что мы – такие же представители бизнеса и испытываем ровно те же трудности. Нам также надо платить налоги и зарплаты, закупать для соблюдения новых санитарных норм маски, перчатки, санитайзеры.
– Существует ли негативный тренд в количестве клиентов, обслуживаемых вашей компанией?
– Такой тренд действительно есть, но он небольшой – падение составило около 5%. Это те предприятия и компании, которые, к сожалению, не смогли пережить кризисную ситуацию и вынуждены были закрыться. Но могу сказать, что у ЧОПов, занимавшихся на протяжении последних лет активным демпингом, ситуация куда более сложная. Потому что клиентский пул можно сравнить с банковским кредитным портфелем. Чем он рискованнее, тем больше подвержен колебаниям в условиях кризиса. Мы работаем с проверенными компаниями с хорошей репутацией. А те охранные предприятия, которые сотрудничали с различными сомнительными фирмами, сейчас столкнулись с большими задолженностями по оплате. По некоторым данным, около 40% ЧОПов в России просто не выйдут из кризиса.
– Проблема демпинга остаётся одной из ключевых на рынке охранных услуг. В чём вы видите основную причину?
– Здесь правильнее было бы говорить о целом комплексе причин. Во-первых, на любом рынке и в любой отрасли есть игроки, которые приходят, чтобы заработать «лёгкие» деньги и пойти дальше. Открыл фирму, опустил цены, переманил клиентов, отработал годик и закрылся. По сути, это просто имитация деятельности без какого-либо соблюдения стандартов и норм безопасности. Но, что самое страшное, деятельность подобных «имитаторов» сегодня растёт и развивается благодаря существующей системе проведения тендеров по принципу «кто дешевле, тот и лучше». Казалось бы, именно государственные объекты должны задавать стандарты работы всему рынку, чётко выполняя все требования и нормативы.
Однако на деле в плане безопасности именно в учреждениях культуры, образования, спорта, здравоохранения творится настоящее безобразие. Тендеры на охранные услуги изначально проходят по цене на 30–40% ниже себестоимости! На сегодняшний день МРОТ в Самарской области составляет 12 130 рублей. С учётом налогов, расходов на подготовку персонала, содержание оружейной комнаты и т. п., чтобы выйти хотя бы в ноль, мы должны работать по тарифу не менее 155 рублей в час. Однако цены контрактов начинаются с отметки 80 и даже 60 рублей в час. Кого компания может нанять за такие деньги? Бабушку на пенсии. Сможет эта бабушка выполнять принятые требования по противодействию терроризму? Будет компания, выигравшая тендер, оформлять её в штат, платить налоги, страховые взносы? Думаю, что ответ понятен. Поэтому ОСБ «Вымпел» и другие ЧОПы, дорожащие своей репутацией, просто не участвуют в подобных тендерах. Мы прекрасно понимаем, что за те деньги, которые нам предлагают, просто не сможем выдержать те стандарты, по которым привыкли работать.
– Каким образом можно бороться с проблемой заниженных тарифов на тендерах?
– В прошлом году я был избран председателем правления Регионального отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности. На уровне страны объединение существует в 68 регионах, туда входит около 3 тысяч организаций, оно признано силовыми структурами страны. На протяжении последнего времени мы активно занимались именно вопросом формирования тарифных стандартов для отрасли и добились важных изменений. С 1 августа Росгвардия будет устанавливать методику определения начальной цены контракта по госзаказу при покупке услуг охраны. Надеюсь, что в перспективе это позволит учесть отраслевые особенности при определении и обосновании заказчиком цены контракта и защитит контрактную систему от недобросовестных заказчиков и исполнителей. Ещё один вариант – корпоративная солидарность. Если бы все ЧОПы страны договорились не участвовать в тендерах с ценой ниже МРОТ, это изменило бы ситуацию в корне. Кстати, похожая история уже произошла в прошлом году в Санкт-Петербурге, когда к началу учебного года 100 школ остались без охраны. Питерские охранные компании (более 300) просто отказались от участия в тендере мэрии. И уже буквально на следующий день в бюджете города «неожиданно» нашлись деньги на контракты по объективным ценам.
– Существуют ли подобные законные методы борьбы с компаниями демпингёрами, нарушающими стандарты работы и безопасности?
– При Росгвардии сейчас действует межведомственная комиссия по контролю за качеством выполнения частных охранных услуг ЧОО. Как член РООР, я являюсь её сопредседателем. За последние несколько месяцев мы провели уже три заседания с привлечением более десятка ЧОО, выигрывающих тендеры по заниженным тарифам. Мы надеялись, что, может, они откроют нам своё ноу-хау: как на 60 рублей в час заплатить и МРОТ, и все налоги, и закупить необходимое оборудование. Никто так и не объяснил, поэтому материалы были переданы в налоговую и трудовую инспекции. И проверка показала, что все эти компании либо не платят положенные налоги, либо не оформляют людей в штат, либо находят ещё десятки разных возможностей «кинуть» людей.
– Каким вы видите идеальный или близкий к идеальному рынок охранных услуг?
– В идеале это около 5 тысяч частных охранных предприятий на всю Россию, которые тщательно следят за своей репутацией и выполняют все требования и нормативы в сфере безопасности. Это работа по разумным тарифам, которые позволяют нанимать квалифицированных сотрудников, заниматься регулярно их подготовкой и обучением. Это корпоративная этика и солидарность, позволяющие не идти на поводу у заказчиков. Это наличие постоянного общественного контроля (со стороны депутатов, членов Общественной палаты, родителей, различных фондов и активистов) для отслеживания реальной ситуации с охраной в таких местах, как школы, детские сады, больницы. Всё это даже не идеальный, а просто нормальный цивилизованный рынок охранных услуг.
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"