Остаются не исследованными два взаимосвязанных вопроса:
- административные (организационно-методические) требования к процессу профессиональной подготовки обеспечивающего специалиста, ответственного за безопасность и антитеррористическую защищённость мест массового пребывания людей;
- требования к подготовленности (готовности) соискателя должности к освоению программы, успешной сдаче квалификационного (или профессионального) экзамена и выполнению трудовых функций обеспечивающего специалиста, иными словами: необходимые требования для зачисления в штат организации, имеющей места «массового пребывания людей».
Административные (организационно-методические) требования к программе – это её продолжительность по количеству учебных часов, форма обучения (очная, заочная, очно/заочная), самообразование, цена вопроса и вид (технологии) проведения итоговой аттестации.
Почему, казалось бы, разные вопросы увязываются? Потому что имеющий более высокую базовую подготовку соискатель качественнее освоит программу и в дальнейшем успешнее (эффективнее) будет выполнять трудовые функции ответственного (уполномоченного) лица, войдёт в коллектив интеллектуально-развитой, грамотной, передовой части российской интеллигенции (врачей, учителей, научных работников, священнослужителей, деятелей культуры, иных специалистов своего дела). Не подготовленного человека, не специалиста, не заслуживающего уважения, коллектив не воспримет в качестве наставника, команды которого (именно так) надо выполнять. Почему предсказуемо ожидается противодействие строгому и углублённому порядку обучения, лоббирование заниженных «дефолтных» требований со стороны обнаружившейся и уже активно проявившей себя части крупных владельцев негосударственных образовательных организаций?
2020 год – особо тяжёлое, кризисное время для бизнеса в целом, для частной охраны и для АНО ДПО НОУ-ЧОУ в особенности. У людей нет средств. Особенно страдают регионы. Обязанные учиться, повышать квалификацию, приносят в школу охраны гроши, которых хватает только на … (сами знаете). О тяжёлом положении с негосударственным обучением сил безопасности рассказал первый заместитель председателя ЦС УПК РОСС (Центрального совета учреждений по подготовка кадров российских охранно-сыскных структур), заместитель председателя 3‑ей комиссии (по вопросам организации профессиональной подготовки работников охранно-сыскных структур КС при Росгвардии (ранее при МВД России) Колясинский Александр Зигмундович. Не удивительно, что владельцы АНО НОУ-ЧОУ желали бы, заполучив перспективу обучать 772.069 (без учёта торговых объектов) назначенных лиц – соискателей на должности «ответственных уполномоченных», создать свой собственный «карманный» профессиональный стандарт с заниженными требованиями. Опираясь на него, разработать самые простые (лучше удалённые) формы обучения для самых простых «желающих стать ответственными уполномоченными для мест массового пребывания людей» (наших соотечественников). Скоренько, удалённо обучив без ориентиров на основные требования постановлений Правительства Российской Федерации, ввести периодическую независимую оценку, ориентированную на тот же простенький стандарт.
Разве не складывается именно такое впечатление после изучения условий большинства из 50-ти выбранных Комиссией программ? Вы их видели в материале блога за 26 августа 2020 года. Читали? Сделали вывод?
Вот и все нехитрые заморочки с проектом профессионального стандарта «Ответственного уполномоченного». Внешне очень схожие с движениями соседнего содружественного СПК, где аналогичные желания подталкивают возню с т.н. «общим» профессиональным стандартом для частного охранника.
Разрешите пошутить? Коммерциализация профессиональной подготовки частных сил безопасности движет процесс по пути «всеобщего разоружения» перед усиливающейся террористической опасностью. И при таком раскладе возможна перспектива местам массового пребывания людей остаться на том же уровне антитеррористической защищённости. Предлагаем посмотреть, кого будут принимать на должности ответственных уполномоченных. Не окажутся ли отвечающие требованиям стандарта «Обеспечивающие специалисты» — дефолтниками, от которых антитеррору не будет ожидаемой пользы?
Мы доверительно побеседовали с должностными лицами, назначенными на должность «ответственных по антитеррористической защищённости» на объектах здравоохранения. Конечно, это люди с высшим образованием и несколькими ДПО.
Первое: из Департамента рассылалась «на землю» письмо с предложением главврачам «рассмотреть вопрос о введении должности «ответственного лица» (за счёт средств ЛПО). Рассмотрели… и не ввели. Обязанности по антитеррору дополнительно возложили на тех заместителей, что уже занимались чрезвычайными ситуациями и мобилизационной работой (о чём мы писали ранее в блоге).
Второе: на курсах повышения квалификации ДПО по антитеррору (название не приводим) добросовестно учили неделю (очно). Темы: содержание Постановления №8, заполнение паспорта безопасности и проведение категорирования. Мнение тех, кто учился: этому не требуется учить, всё подробно рассказано в тексте Постановления. Защите от угроз террористической опасности не учили и даже их не рассматривали. Зачем такая учёба?
Далее мы разместим здесь последний раздел исследования о требованиях к личности «ответственного уполномоченного», и наши предложения-выводы. Пусть сообщество и компетентные государственные люди решают, возникающие в ходе работы Комиссии, вопросы…
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
А как же быть ответственный или уполномоченному лицу стандарта?
Раскрыть стандарт используя НПА и навыки, приведя конкретные цифры. Ответственное лицо или уполномоченный обучены в соответствии с нормативами. Поправьте если не так!
Стандарта нет. Он находится в стадии разработки. Всё, что излагается здесь, относится к деятельности уполномоченного на объектах массового пребывания людей, это результаты исследования, проводимого Комиссией.
Программы ДПО разрабатывались образовательными организациями без стандарта, на своё усмотрение. Все они разные: от 40 до 300 часов.
В следующих публикациях будут до конца изложены взгляды блогера на трудовые функции уполномоченного, и требования к личности.
Следите за материалами блога.
Проект Стандарта, по готовности, опубликует ответственный разработчик (СПК «Антитеррор») не здесь.