Ходатайство об отмене избыточного требования о наличии у работника охраны медицинских организаций личной медицинской книжки.
На бланке РООР ФКЦ «Москва»
Министру Правительства Москвы,
руководителю Департамента
здравоохранения города Москвы
А.И. Хрипуну
Уважаемый Алексей Иванович!
Московское региональное отраслевое объединение работодателей Федерального координационного центра руководителей охранных структур (далее — РООР ФКЦ «Москва») является единственным региональным отраслевым объединением работодателей, представляющим интересы руководителей и собственников частных охранных организаций города Москвы.
Региональное объединение является структурным подразделением Общероссийское отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» в Москве.
Одним из важнейших направлений своей деятельности РООР ФКЦ «Москва» считает совершенствование социально-трудовых отношений в частной охранной отрасли.
В настоящее время РООР ФКЦ «Москва» подготовлены возражения об избыточности требований прохождения дополнительных ежегодных медицинских осмотров работниками охраны объектов, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы, и обязательному оформлению личной медицинской книжки.
С учетом изложенного, направляем Вам на рассмотрение возражения и, в случае подтверждения соответствия приведённых доводов, просьба рассмотреть возможность исключения соответствующего положения из требований контракта на оказание охранных услуг на объектах здравоохранения города Москвы на 2020–2022 годы.
Приложение на 10 л.:
С уважением,
ВрИО Председателя правления М.А. Потапов
К ВОПРОСУ О ЛИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ КНИЖКЕ.
Аналитические материалы по изучению нормативных правовых актов.
По результатам проведённого анализа положений нормативных правовых актов предлагается вывод об избыточности требований Технического задания к Гражданско-правовому договору бюджетных учреждений на оказание услуг частной охраны на объектах медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы в 2020–2022 г.г.
Согласно содержащегося в ТЗ Стандарта услуг, пункта 2.2, исполнитель обязан при выставлении поста охраны в случаях, предусмотренных актом, указанным в пункте 7.18 настоящего Технического задания, обеспечить соблюдение требований в части наличия у сотрудника охраны медицинской книжки установленного образца в соответствии с актом, указанным в пункте 7.19 настоящего Технического задания.
Выписка из Технического задания
7.18 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
7.19 Приказ Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте».
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 13 июля 2020 г.),включает статью 34«Обязательные медицинские осмотры». Приводим основные положении, касающиеся наличия личных медицинских книжек у работников организаций:
«1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее — медицинские осмотры).
Федеральным органом, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, является Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).
К пункту 2.
Приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402 (ред. от 02.06.2016)«О личной медицинской книжке и санитарномпаспорте», пунктом 1.1 утверждена«Форма личной медицинской книжки для работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения». При этом приведённый перечень является исчерпывающим и не содержит указание на наличие медицинских книжек у работников охраны ВООБЩЕ и занимающихся оказанием охранных услуг на объектах здравоохранения в частности.
Следовательно уполномоченным Федеральным органом, для работников охраны, как субъектов правоотношений, обязательности к оформлению личных медицинских книжек не предусмотрено.
Приводим письмо Минтруда от 10.04.2020 N 15–2/10/В‑2842 об ограничении обязательности медицинских осмотров на период введения особого режима повышенной готовности.
На период введения положения повышенной готовности меры к прохождению обязательных медицинских осмотров были не усилены, а ослаблены. Работники охраны по-прежнему не стали субъектами правоотношений обязательности оформления личных медицинских книжек
Министерство труда и социальной защиты российской федерации
Письмо
от 10 апреля 2020 года N 15–2/10/В‑2842
[О проведении обязательных медицинских осмотров работников в период действия ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции]
В настоящее время в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации поступают многочисленные обращения юридических лиц и граждан из различных субъектов Российской Федерации по вопросу проведения обязательных медицинских осмотров работников в период действия ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции.
Как следует из обращений, в отдельных субъектах Российской Федерации приняты акты о временном запрете на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров всех категорий работников без учета выполняемых ими работ, что может привести к угрозе жизни и здоровья работников и иных граждан.
В целях обеспечения сохранения жизни и здоровья работников в процессе выполнения трудовых обязанностей, а также иных граждан информируем о следующем.
Пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 марта 2020 г. N 710‑р поручено обеспечить временное приостановление проведения исключительно профилактических медицинских осмотров и диспансеризации определенных групп взрослого населения.
Указанные профилактические медицинские осмотры и диспансеризация проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Что касается проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников, то этот вопрос урегулирован трудовым законодательством.
Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определены категории работников и лиц, в отношении которых работодатель обязан организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с частью 2 статьи 213 Кодекса работники, в том числе, медицинских организаций проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
(Работники охраны не являются работниками медицинских организаций – примечание исполнителя.
Также в Федеральном законе “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (далее — Федеральный закон N 52-ФЗ) необходимость проведения обязательных медицинских осмотров установлена статьей 34, согласно которой в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры; работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.
Предусмотренные статьей 213 Кодекса и статьей 34 Федерального закона N 52-ФЗ медицинские осмотры проводятся в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н “Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда”.
Вместе с тем в связи с распространением коронавирусной инфекции и введением ограничений на территории субъектов Российской Федерации до снятия таких ограничений полагаем целесообразным временно приостановить проведение обязательных медицинских осмотров работников за исключением отдельных категорий работников, деятельность которых связана:
- с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды;
- с воспитанием и обучением детей;
- с коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
- с работами на высоте;
- с занятостью на рабочих местах с классом условий труда 3.3 и 3.4, установленным по результатам проведения специальной оценки условий труда.
Допуск таких работников к исполнению им трудовых обязанностей в указанный период без прохождения обязательных медицинских осмотров не является нарушением, предусматривающим административное наказание должностных и юридических лиц согласно части 3 статьи 5.27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также следует отметить, что медицинские осмотры отдельных категорий работников в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены), предусмотренные частью 3 статьи 213 Кодекса, проводятся в установленном порядке.
А.В.Вовченко
По имеющимся у нас данным, нормативных правовых актов уполномоченнымФедеральным органом (Роспотребнадзором) о распространениитребований о наличии личных медицинских книжек у работников охраны медицинских организаций не издавалось.
Приложение №2 к Приказу Минздравсоцразвития о № 302н от 12.04.2011 года (ред. от 18.05.2020), пунктом 17 предусматривается проведение дополнительных медицинских осмотров для (пункт 17) лиц, выполняющих «Работы медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений, а также родильных домов (отделений), детских больниц (отделений), детских поликлиник, отделений патологии новорожденных, недоношенных».
Перечень
работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников
С изменениями и дополнениями от:15 мая 2013 г., 5 декабря 2014 г.,
6 февраля 2018 г., 13 декабря 2019 г.
Наименование работ и профессийВ связи с чётким указанием на медицинский персонал, считаем распространение требований о прохождении 1 раз в год дополнительных медицинских осмотров на работников охраны, персоналом больницы не являющихся, необоснованным дополнительным обременением.
Прилагаем Письмо Минздрава России от 22.12.2017 № 14–2/2137186 от 22 декабря 2017 г. «О допуске к исполнению обязанностей частного охранника», в котором даются разъяснения о правовых основаниях и порядке прохождения частным охранником медицинского освидетельствования, регламентированного другими нормативными правовыми актами (Письмо Минздрава от 22.12.2017 № 14–2/2137186).
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 декабря 2017 г. N 14–2/2137186
(О допуске к исполнению обязанностей частного охранника)
Департамент организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности (далее — Департамент), рассмотрев письмо по проблемным вопросам допуска к исполнению обязанностей частного охранника, сообщает.
В соответствии с подпунктом 6.6 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608, Министерство в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства, в части оказания государственных услуг и управления государственным имуществом.
В этой связи нижеизложенное разъяснение отражает лишь мнение специалистов Департамента по поставленному вопросу.
На территории Российской Федерации отношения, возникающие в сфере частной детективной и охранной деятельности, регулируются Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487–1 “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” (далее — Закон N 2487–1), правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия, — Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ “Об оружии” (далее — Федеральный закон N 150-ФЗ).
В развитие норм статьи 11.1 Закона N 2487–1 постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2007 N 300 (далее — постановление N 300) утвержден перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника.
Приказ Минздрава России от 30.06.2016 N 441н “О порядке проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов” (далее — приказ N 441н) реализует нормы статьи 13 Федерального закона N 150-ФЗ.
Таким образом, постановление N 300 и приказ N 441н изданы в развитие разных тем правового регулирования.
Следует отметить, что медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника проводится для соблюдения условий предоставления права на приобретение правового статуса частного охранника.
В свою очередь, медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием проводится для соблюдения условий предоставления права на приобретение оружия.
До принятия Минздравом России нормативного правового акта, реализующего нормы статьи 11.1 Закона N 2487–1, при проведении медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника целесообразно руководствоваться нормами постановления N 300, приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2006 N 40 “Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ” (в части проведения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов) и нормами приказа Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 N 441н “Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений” (в части оформления медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника).
Дополнительно следует отметить, что Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (далее — Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006.
Согласно пункту 8 Правил порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.
Заместитель
директора Департамента
С.В.ПОЛУНИН
В нашем распоряжении имеется копия Решения Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. № АКПИ-16–1323, оставленного без изменения Апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 13 июля 2017 г. № АПЛ17–158, подпункт 6 пункта 17 настоящего перечня (Приложение 2–исп.) признан не противоречащим действующему законодательству в части, предусматривающей в качестве дополнительных медицинских противопоказаний для выполнения работ медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений заразные и деструктивные формы туберкулёза.
В целях настоящего исследования важно подтверждение решением Верховного суда РФ о нераспространении требований пункта 17 Приложения № 2 к Приказу Минздравсоцразвитияот 12.04.2011 года № 302н на круг субъектов трудовых правоотношений далее медицинского персонала.
Вывод проведённого исследования: в законодательстве Российской Федерации и нормативных правовых актах, оснований для распространения требований о наличии личной медицинской книжки у работников охраны медицинских организаций, осуществляющих оказание услуг по договору в штате частных охранных организаций не имеется. Требование является избыточным и подлежит изъятию из текста Технического задания.
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"