Несмотря на то что Министерство транспорта и подведомственные агентства постоянно проводят работу по устранению внутренних противоречий в нормативных правовых актах по вопросам аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, некоторые вопросы остаются нерешенными. Об этом журналу «Мир Безопасности» рассказал заместитель председателя правления Саморегулируемой организации «Ассоциация предприятий безопасности «ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ» Дмитрий Жирков.
В процессе проведения подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности перевозчики, субъекты транспортной инфраструктуры и особенно подразделения транспортной безопасности зачастую сталкиваются с большим количеством проблем, поскольку нормативное правовое регулирование вопросов, связанных с подготовкой и аттестацией сил обеспечения транспортной безопасности, нуждается в совершенствовании.
Так, согласно Федеральному закону от 9 февраля 2007 года № 16ФЗ «О транспортной безопасности» и постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. № 172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности» (вместе с «Правилами аттестации сил обеспечения транспортной безопасности») при заключении аккредитованным подразделением транспортной безопасности договора на защиту объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства все сотрудники подразделения транспортной безопасности должны быть аттестованы. Этот процесс требует значительных финансовых и временных затрат.
При проведении подготовки и аттестации субъекты транспортной инфраструктуры часто испытывают сложности с определением категории, к которой необходимо отнести аттестуемое лицо, в том числе указывают категории, которые и вовсе не предусмотрены законодательством о транспортной безопасности.
На практике наибольшие трудности вызывает определение, кого именно следует относить к третьей категории «Работники субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, руководящие выполнением работ, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств».
В настоящее время подготовка специалистов в области транспортной безопасности осуществляется только по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации. Соответственно повышение квалификации предполагает наличие такой квалификации, квалификационные требования к которой должны определяться Единым квалификационным справочником. К сожалению, в данном документе на сегодняшний день отсутствует раздел по квалификационным требованиям для всех категорий сил обеспечения транспортной безопасности, так как профессий и должностей сил обеспечения транспортной безопасности попросту нет.
Конечно, в программе подготовки специалистов подразделений транспортной безопасности для разных видов транспорта существуют учебные блоки, одинаковые для всех, есть и специфичные для каждого вида транспорта и, если образовательная организация будет разрабатывать полностью автономные программы для каждой специальности, это может привести к нерациональной трате ресурсов и в конечном счете к увеличению затрат на подготовку специалистов по транспортной безопасности. Поэтому представляется, что возможно проведение совместного обучения по общим, единым блокам для каждого вида транспорта, а специфичные вопросы, возникающие в правовом регулировании для каждого вида транспорта, можно прорабатывать уже на местах, в форме инструктажа.
Необходимо обратить внимание и на то, что Федеральным законом «О транспортной безопасности» предусмотрено, что подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности проводятся разными юридическими лицами.
Такой подход, безусловно, не повышает качества профессиональной подготовки в соответствующей образовательной организации, равно как и её ответственности за конечный результат. Для подготовки сил обеспечения транспортной безопасности образовательной организации, как правило, достаточно обычной лицензии на указанный вид деятельности. Если по итогам аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в органе аттестации или аттестующей организации работник сил обеспечения транспортной безопасности не проходит предусмотренных законодательством проверок, то образовательная организация ответственности за это не несёт. Таким образом, законодательно сделан упор на дополнительном контроле знаний, умений и навыков работников сил обеспечения транспортной безопасности, но не отмечена необходимость повышения качества подготовки в образовательных организациях.
Можно предложить следующие пути решения проблемы – необходимо тщательно проработать вопрос и изменить смысл и порядок аттестации, увязав их напрямую с процессом подготовки, упростив сам процесс и одновременно повысив ответственность за качество подготовки. Кроме того, рассмотреть возможности объединения процедуры подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности для снижения экономической и временной нагрузки при допуске работников к процессам, связанным непосредственно с обеспечением транспортной безопасности, в том числе определения периодичности такой подготовки. Над этим мы ведём работу.
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"