1. Основание для разработки стандарта
Проект стандарта разработан в рамках реализации программы национальной стандартизации на 2020 год Технического комитета по стандартизации «Охранная деятельность» (ТК 208).
2. Краткая характеристика объекта стандартизации и обоснование разработки стандарта
На 1 января 2020 года в Российской Федерации насчитывается более 7,3 тыс. медицинских организаций, из них более 4.4 тыс. стационаров с круглосуточным пребыванием пациентов, в которых более 1 млн. единиц коечного фонда.
Около 1,2 тыс. медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (за исключением стоматологических поликлиник), могут обслуживать более чем 3,4 млн. посетителей в смену.
Кроме этого, в стране осуществляют свою деятельность еще примерно 620 стоматологических поликлиник и 640 диспансеров различной специализации.
Численность персонала медицинских организаций составляет почти 550 тыс. врачей и более 1,2 млн. специалистов, относящихся к среднему медицинскому персоналу.
Медицинские организации за последние время находятся под особо пристальным вниманием законодательных органов в связи с наличием факторов повышенной террористической опасности и относительной беззащитностью от криминальных угроз.
Так, федеральным законом от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”, в статью 32 “Классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности”, больницы отнесены к высшему классу риска функциональной пожарной опасности.
Физическая охрана объектов медицинских организаций остается главной формой профилактического воздействия на большинство угроз, в пределах компетенции, предоставленной охранным организациям и персоналу медицинских организаций федеральным законодательством.
Для обеспечения безопасного функционирования медицинских организаций во всей Российской Федерации требуется не менее 230 тысяч работников охраны.
В соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 г. № 8, медицинские организации относятся к объектам, подлежащим обязательной антитеррористической защищенности и им присваиваются категории опасности.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов медицинских организаций возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство их деятельностью.
В настоящее время все объекты медицинских организаций обеспечены должной охраной. Вместе с тем, какие-либо единые стандартные требования о том, как охранной организации надо обеспечивать охрану объектов здравоохранения, на сегодняшний день отсутствуют.
Проект стандарта является первым в серии взаимосвязанных однородных национальных стандартов под единой аббревиатурой «Обеспечение безопасности медицинских организаций» и касается только выполнения общих требований к оказанию охранных услуг частными охранными организациями и подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны, на объектах медицинских организаций.
В проекте стандарта прописаны основные требования к проведению обследования объекта, перед взятием его под охрану, обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов, а также алгоритмам обеспечения режимных мероприятий.
Это обусловлено тем, что пропускной и внутриобъектовый режимы, являются основополагающим инструментом для профилактики и пресечения угроз криминального характера, а также охране объектов и имущества.
Изложенные в проекте стандарта требования сформированы исходя из имеющейся практики деятельности частных охранных организаций по обеспечению охраны объектов медицинских организаций в столичном регионе.
В ходе изучения проблем антитеррористической защищенности и охраны медицинских организаций рабочей группой выделено 17 уязвимых опасных зон, участков и критических элементов, подлежащих защите от террористической опасности, установлено 12 угроз безопасности, характерных только для медицинских организаций и смоделированы 10 психологических типов потенциальных правонарушителей порядка, установленного в медицинских организациях.
В медицинских организациях, преимущественно в стационарах, и только там встречаются такие разновидности преступлений как:
- использование облика медицинского работника для маскировки при совершении профессионально подготовленных серийных краж, разбоев и даже заказных убийств, развратных действий под видом “осмотров” лжегинекологами;
- нападение наркоманов с требованиями передачи наркотиков для немедленного приема;
- самосудных расправ с участниками ДТП, бытовых и криминальных конфликтов, когда убийства в больницах, перерастающие порой в массовые беспорядки, совершают объединившиеся в организованные группы десятки погромщиков;
- похищение новорождённых из боксов перинатальных центров;
- обдуманных, спланированных и готовящихся иногда годами убийства врачей на их рабочих местах на почве недовольства результатами оказания медицинской помощи.
Все основные положения проекта стандарта универсальны и прописаны с учетом имеющейся практики их применения, что позволит обеспечить уровень организации охраны и безопасности объектов медицинских организаций вне зависимости от их специфики и региона их расположения.
Стандарт предназначен для применения медицинскими организациями и охранными организациями, осуществляющими охранные услуги на их объектах.
3. Сведения о соответствии проекта национального стандарта федеральным законам и техническим регламентам
Проект национального стандарта соответствует положениям Федерального закона от 29 июня 2015 года №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».
4. Сведения о соответствии проекта национального стандарта международному стандарту
Национальный стандарт разрабатывается впервые. При разработке проекта национального стандарта был использован отечественный и зарубежный опыт, в том числе содержащийся в стандартах отдельных объединений охранного сообщества. При этом настоящий стандарт не является гармонизированным по отношению к какому-либо международному, региональному или зарубежному стандарту.
5. Взаимосвязь проекта стандарта с другими стандартами
Стандарт разрабатывается в увязке со следующими документами по стандартизации:
ГОСТ Р 52551–2016 Системы охраны и безопасности. Термины и определения.
6. Сведения о разработчике стандарта
Проект стандарта разработан:
Общероссийским отраслевым объединением работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» (ФКЦ РОС)
Адрес: 115280, г. Москва, 1‑й Автозаводский пр., д. 4, корп. 1, оф. 610, тел. +7(495) 710–29-82.
Саморегулируемой организацией Союз негосударственных предприятий безопасности (СРО Союз НПБ)
Адрес: 119261, г. Москва, ул. Панфёрова, д. 16 корп. 1, помещение III, тел. +7 (495)767–26-93.
Автономной некоммерческой организации Научно-исследовательский центр стратегического развития негосударственной сферы безопасности «Безопасность» (АНО НИЦ «Безопасность)
Адрес: 115280, г. Москва, 1‑й Автозаводский пр., д. 4, корп. 1, оф. 608, тел. +7(977) 879–57-20.
Обществом с ограниченной ответственностью «Эталон» (ООО «Эталон»)
Адрес: 115280, г. Москва, 1‑й Автозаводский пр., д. 4, корп. 1, оф. 608, тел. +7(495) 641–00-73.
Заместитель председателя ТК 208 О.В. Климочкин
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"