До 03.06.2019 года действовал Приказ МВД РФ от 28 мая 2012 года № 543 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по приему квалификационного экзамена у граждан Российской Федерации, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников». Согласно Приложению №9 к Приказу, по результату положительного прохождения квалификационного экзамена соискателям на получение статуса частного охранника выдаётся (выдавалось) Свидетельство о присвоении квалификации частного охранника. Приказом МВД России от 19 апреля 2019 года № 256 «О признании утратившими силу нормативного правового акта МВД России и отдельных предписаний нормативных правовых актов МВД России по вопросам приема квалификационного экзамена у граждан Российской Федерации, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников», документ признан утратившим силу с 3 июня 2019 года.
Вместо Приказа МВД РФ № 543, действует Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 28 июня 2019 г. № 228 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче удостоверения частного охранника».
Согласно пункта 8 Приказа «Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления, -
9.Для предоставления государственной услуги представляются:
9.1. Для получения удостоверения — заявление о выдаче удостоверения (приложение № 1 к настоящему Административному регламенту) и следующие документы:
-две фотографии размером 4 x 6 см;
-копия основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации;
-копия документа о квалификации, с момента выдачи которого прошло не более 5 лет;
-медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника;
-анкета на выдачу удостоверения частного охранника (продление срока действия, выдачу дубликата, внесение изменений в удостоверение частного охранника)».
ВСЁ!
Вместо «свидетельства о присвоении квалификации» вводится «документ о квалификации». При этом то же самое понятие закреплено в Федеральном законе.
Федеральный закон № 2487–1 (ред. от 02.08.2019) — Статья 11.1. пункт 7: «Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:
…7) не прошедшие профессионального обучения для работы в качестве частного охранника, либо представившие документ о квалификации, присвоенной по результатам профессионального обучения для работы в качестве частного охранника, со дня выдачи которого прошло более пяти лет».
Обратите внимание: редакция пункта 7 принята Федеральным законом от 05.12.2017г. № 391 – ФЗ и подтверждена от «02.08.2019»! То есть как после вступления в законную силу ФЗ № 238, так и повторно, после окончания «переходного периода». Это официальная позиция Государственного регулятора! Охранная деятельность – особая. У неё есть Государственный регулятор, так как охранной деятельностью ограничиваются права граждан.
Возникает вопрос, а что это за «документ о квалификации, с момента выдачи которого прошло не более 5 лет?».
Открываем статью 60 Закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 27.12.19г) «Об образовании в Российской Федерации».
Статья 60. «Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении».
К документам об обучении относятся:
а) свидетельство об обучении;
в) иные документы, выдаваемые в связи с настоящей статьёй организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Комментарии Федерального центра образовательного законодательства к ст.60: «Документ о квалификации выдаётся лицам, прошедшим курсы повышения квалификации или дополнительное профессиональное образование, по завершению которого присваивается квалификация. Повышение квалификации подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке. По результатам профессионального обучения присваивается разряд или класс и выдаётся свидетельство о профессии рабочего, должности служащего».
Согласно ст.60, пункты 10, 11:
«10. Документ о квалификации подтверждает:
… 2) присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).
Устанавливается действующей редакцией Закона № 2487–1, и никаким иным.
Что мы имеем в итоге?
Федеральный закон от 11.03.1992г. № 2487–1(ред. от 02.08.2019г) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», ст.11.1, ч.2, п.7 требует для выдачи удостоверения, подтверждающего правовой статус частного охранника, предоставление документа о квалификации, присвоенной по результатам профессионального обучения для работы в качестве частного охранника.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 27.12.19г), ст.60, ч.2, п.10 ‑2) и п.11образовательные организации выдают такие документы по результатам профессионального обучения («документы о квалификации»). Охранник по статусу является рабочим, которому присваиваются разряды.
Федеральный закон от 03.07.2016г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций» устанавливает переходный период действия всех иных порядков присвоения квалификаций, кроме независимой оценки, закончившийся 1.07.2019г. Продолжает действовать старая система, что говорит о не учёте разработчиками закона особых положений, как в случае с ч.о.д. Высшим органом государственной власти противоречие не устранено, ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ и ст. 11.1 Федерального закона № 2487–1 балансируют ситуацию. В ходе реализации положений Федерального закона № 238-ФЗ вскрыты трудности в его применении во многих отраслях (областях профессиональной деятельности), в связи с чем назначенная комиссия разрабатывает способы альтернативных решений, во всяком случае для работников, требования к квалификации которых устанавливаются другими Федеральными законами, а не Трудовым кодексом РФ.
Теперь о том, на кого рассчитаны Постановления Правительства Российской Федерации о требованиях к антитеррористической защищённости. Они рассчитаны на выполнение и правообладателем, и охранными организациями-исполнителями. Читайте внимательно на примере Постановления Правительства РФ от 02.08.2019г. № 1006 (для объектов Министерства просвещения РФ), раздел III, «Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищённости объектов (территорий)», например пункт 20, подпункт б).
Очевидно, что нужно ожидать новой редакции закона «О частной охранной деятельности в Российской Федерации» и утверждения Национальным советом при Президенте Российской Федерации Стратегии развития квалификаций до 2030 года. Которые для охраны подтвердят альтернативный порядок независимой оценки, т.к. эта область профессиональной деятельности целиком Презумпция интересов Государства в лице контролирующего Государственного регулятора. Область, а не вид (реестр устарел). Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации несколько лет проявляло инертность, не меняя реестр. Есть надежда, что положение с реестром начнёт меняться, и официальное возведение охраны в область профессиональной деятельности простимулирует развитие квалификаций.
Что необходимо сделать, чтобы максимально обеспечить антитеррористическую защищённость объектов (территорий) с массовым пребыванием людей и других объектов, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены требования к антитеррористической защищённости?
Обеспечить высокое качество и сократить сроки разработки профессионального стандарта (стандартов) по обеспечению антитеррористической защищённости и охраны объектов, в отношении которых приняты постановления Правительства Российской Федерации об их антитеррористической защищённости. Несомненно — этот проект в интересах безопасности государства и общества!
Все остальные проекты профессиональных стандартов не рассматривать до принятия новой редакции Закона «О частной охранной деятельности в Российской Федерации», иначе они могут сразу же «не соответствовать».
Не будет меняться только «антитеррористическая защищённость».
Если только и далее продолжат выделятся особенности в требованиях по её достижению, это – главное!
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"