Рынок услуг сыщиков сегодня похож на то, с чем он вообще-то должен бороться, — он полон тайн, загадок и криминала. Навести порядок в этой сфере призван законопроект «О детективной деятельности». Об этом рассказывает ИА “Парламентская газета”.
Сфера частного сыска в России действительно связана со многими тайнами и загадками. Например, каков реальный объем этого рынка? Тайна. Почему улики и доказательства, найденные детективами, не играют роли в уголовном процессе? Загадка. Как сделать работу частных сыщиков полезной не только для их заказчиков со своими частными интересами, но и для правоохранительной системы в целом? Вопрос. Ответить на него попытался член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный в своем законопроекте о детективной деятельности. По словам депутата, документ уже на финальной стадии разработки и должен поступить в Госдуму этой весной. Так что же происходит на детективном рынке в России?
Рынок детективных услуг в России сегодня нельзя назвать прозрачным. Легальные пинкертоны не делятся тайнами своих клиентов, а те не горят желанием рассказывать о том, что решают свои проблемы с помощью сыщиков. И поэтому эксперты не могут оценить рынок частного сыска в денежном выражении: ни заказчики, ни исполнители не афишируют размеры гонораров.
На сайтах детективных агентств часто вообще нет прайсов. «Мы не указываем цены, так как все услуги в каждом случае имеют индивидуальные особенности исполнения, что влияет на стоимость», — поясняется в разделе «Цены» на одном из таких сайтов. Некоторые все же указывают примерные расценки, но уточняют, что реальная стоимость услуги определяется индивидуально. Например, за розыск мошенника просят 20–30 тысяч рублей, а за проверку помещения на наличие «жучков» — порядка 500 рублей за квадратный метр.
Вообще, исследование сайтов детективных агентств открывает намного больше проблем этого рынка. И первая, самая очевидная — большое количество нелегальных сыщиков. На сегодня в России выдано чуть больше 900 лицензий на детективную деятельность. Причем такое разрешение может получить только физическое лицо. Однако Интернет пестрит сайтами детективных агентств и компаний.
Разумеется, слово «агентство» в названии еще не говорит об организационно-правовой форме. Так что в ряде случаев все выглядит законно: сыщик получает лицензию, оформляет ИП под условным названием «Детективное агентство «Лунный свет» — все эти документы публикует на своем сайте и спокойно работает.
Но бывает и по-другому: на сайте публикуется только одна лицензия, хотя «агентство» предлагает услуги сразу пятерых детективов. Или публикуется скан лицензии, но в таком маленьком формате, что прочитать ее невозможно.
С этим связана вторая проблема сыскного рынка: такие фирмы порой предлагают клиентам услуги за гранью законности. Например, одно детективное агентство в Москве предлагает среди прочего помощь в оформлении выписки из ЕГРН или справки 3‑НДФЛ. Это вызвало бы улыбку, если бы эта же фирма не предлагала такие услуги, как «Поссорить необходимых людей», «Наказание вора» и «Получение сведений с городских камер». Стоит ли уточнять, что данных о лицензии на детективную деятельность на этом сайте нет. Другая сыскная контора в столице предлагает за 300 тысяч рублей «решить конфликт с силовыми структурами», а за 20 тысяч — «провести судебные и следственные экспертизы».
Впрочем, детективы, которые работают на светлой стороне правового поля, сомнений в своей добропорядочности не вызывают. «За девять месяцев 2019 года частными сыщиками совершено всего 12 правонарушений. И эти деяния не представляли общественной опасности», — рассказал в пресс-центре «Парламентской газеты» начальник управления лицензионно-разрешительной работы Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы войск национальной гвардии РФ Сергей Деревяшкин.
С другой стороны, упростилась сама процедура оформления лицензии. «Новый регламент получения, продления или изменения лицензий до минимума упрощает эту бюрократическую процедуру», — пояснял нашему изданию официальный представитель Росгвардии Валерий Грибакин. Например, рассказал он, заявителю теперь не обязательно лично приходить в территориальное подразделение лицензионно-разрешительной работы: он может записаться в очередь по телефону или электронной почте и опять же по Интернету отправить все необходимые документы.
Почему же в России так мало легальных детективов? Отчасти это связано с тем, что в рамках закона пинкертоны и холмсы могут крайне мало.
Работу сыщиков регулирует Закон «О частной детективной и охранной деятельности РФ», принятый в далеком 1992 году. «Тогда у нас практики и теории по данным вопросам фактически не было. После распада Советского Союза мы знали о частных детективах только по западным книгам и фильмам», — рассказал журналу член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.
Сегодня в России все изменилось: экономика, социальная сфера, динамика жизни. Поэтому закон просто перестал отвечать требованиям сегодняшнего дня, констатировал депутат. Даже с учетом точечных поправок нормативный акт дает сыщикам очень мало пространства для работы.
«За 27 лет изменилось многое. И чтобы сделать статус частных сыщиков более привлекательным для участников рынка, необходимо наделить их не только обязанностями, но и конкретными правами», — полагает Выборный.
Действующий закон содержит весьма размытые формулировки о правах детективов, согласен директор независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» Виктор Ананьев. В частности, закон позволяет детективам только собирать сведения, но что именно к ним относится — неясно. «Следователи и суды оставляют решение на свое усмотрение. В одном случае они могут принять доказательства от детектива, в другом — нет», — рассказал эксперт.
Еще одна правовая коллизия, в которую угодили все легальные детективы, — это невозможность использовать в суде добытые доказательства, отмечает Анатолий Выборный.
Судьи отказываются приобщать к делу улики, предоставленные частными сыщиками, по двум причинам. Во-первых, в Уголовно-процессуальном кодексе не предусмотрено, что собранные детективом сведения можно использовать в доказывании — на эту причину приходится 55,8 процента отказов. Во-вторых, частные детективы не наделены правом сбора и представления результатов своей деятельности в уголовном судопроизводстве — таковы мотивы оставшихся 44,2 процента отказов.
Правовой статус информации, которую собрал частный детектив, не имеет процессуальной силы, хотя она и может быть представлена на суде, пишет на своем сайте практикующий сыщик Олег П. «На практике только один раз были востребованы сведения, которые я смог добыть в ходе наблюдения. Но речь шла только об устных показаниях частного детектива», — поделился он.
По мнению Анатолия Выборного, навести порядок на рынке детективных услуг вполне возможно с помощью законодательных механизмов. Задумка масштабная, ведь депутат предлагает вообще разделить в правовом поле регулирование частной охранной и детективной деятельности и создать для сыщиков отдельный закон.
«Сегодня закон о частной охранной и детективной деятельности регулирует две сферы с разной правовой природой, — пояснил депутат. — Когда он принимался, о частных детективах в России практически мало кто слышал. Однако сейчас запрос на их услуги значительно вырос, и частные сыщики уже созрели для того, чтобы получить свой собственный закон». Парламентарий его уже разработал: законопроект о детективной деятельности планируется внести в Госдуму в весеннюю сессию.
Законопроект содержит целый ряд новаций. Например, впервые дается определение «детективной тайны» — термин, который защитит от разглашения все сведения клиентов. При этом отдельно уточняется, что мероприятия по взаимодействию детективов с правоохранительными органами не могут нарушать обязательств детективов по договору с заказчиком. «Человек или юридическое лицо, который обращается за той или иной услугой к детективу, должен понимать, что информация, которую он ему предоставит, будет сохранена», — уточняет Анатолий Выборный.
Согласно законопроекту, частным сыском наконец смогут заниматься не только граждане, но и юридические лица. Для этого предлагается ввести такое понятие, как «детективная организация».
Чтобы расширить возможности детективов, автор инициативы предлагает дать им право направлять в государственные органы, общественные объединения и прочие организации официальные обращения о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной детективной услуги. При этом органы должны будут дать ответ на запрос в письменной форме, следует из законопроекта.
Также в документе уточняется определение результатов сыскной деятельности, а также устанавливаются обстоятельства, которые подлежат рассмотрению по уголовному делу. Ими в том числе могут быть сведения о соучастниках и очевидцах преступления, о месте нахождения предметов и орудий преступления, фото- и видеоматериалы и так далее. По сути, автор предлагает дать доказательствам детектива тот же статус, который сейчас имеют свидетельские показания. А ведь можно брать еще выше, как предлагает Модельный УПК стран СНГ, фактически уравнивающий труды сыщиков с материалами, которые добыли обычные следователи и оперативники, при условии, что сведения и улики были получены в соответствии с законом о частной детективной деятельности, а допрошенный судом свидетель подтвердил их подлинность.
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"