На базе ГУ МВД России по Московской области состоялось первое в наступившем году заседание Координационного Совета по вопросам частной охранной деятельности при Главном управлении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Московской области, посвященного работе комиссий по повышения качества оказания охранных услуг частными охранными организациями.
В мероприятии приняли участие: Начальник Главного управления Росгвардии по Московской области генерал-майор полиции Олег Викторович Горшков, заместитель начальника Главного Управления Росгвардии по Московской области – начальник центра лицензионно-разрешительной работы полковник полиции Сергей Владимирович Филатов, Президент Общероссийского отраслевого объединения безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур», член Общественной палаты Российской Федерации Козлов Александр Михайлович, член президиума Координационного совета вопросам частной охранной деятельности при Главном управлении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Московской области, председатель Объединения «Глобал безопасность» Михаил Иванович Королев, руководители территориальных подразделений лицензионно-разрешительной работы Главного Управления Росгвардии по Московской области, руководители частных охранных организаций – членов Координационного совета.
Открывая работу заседания, Олег Горшков отметил важность и актуальность его темы. Несмотря на то, что оказание охранных услуг направлено, в первую очередь на извлечение прибыли, он подчеркнул, что выполнение задач по охране объектов невыполнимо без реализации руководством охранных организаций ряда основополагающих мероприятий, касающихся подготовки личного состава, качества несения службы и многих других.
По словам начальника Главного управления, начиная с конца предыдущего года, в адрес ведомства поступают многочисленные жалобы на действия сотрудников частных охранных организаций. И это не только и не столько жалобы недобросовестных руководителей охранных организаций на своих конкурентов. Это «сигналы» от рядовых граждан, которые пишут, что приходя на различные объекты, в школы, магазины, они видят там сотрудников в форме частного охранника, которые просто не имеют понятия о том, чем они занимаются. Зачастую охранники совершенно не обучены, имеют неопрятный внешний вид, в общении с гражданами допускают грубость и нетактичность.
Горшков уверен, что именно такие факты формируют в сознании граждан негативный образ сотрудников частных охранных организаций.
Вторым вопросом, требующим пристального внимания, начальник Главного управления считает обеспечение охраны образовательных учреждений. Несмотря на то, что контроль за деятельностью частных охранных организаций является одним из основных направлений работы подразделений ЛРР, участие ЧОО в торгах на право заключения контрактов на предоставление охранных услуг находится вне компетенции Росгвардии.
Тем не менее Горшков высказал озабоченность тем, что на торгах зачастую побеждают охранные организации «сомнительного происхождения», которые не готовы к выполнению договорных обязательств, не способны обеспечить ни качество, ни надежность охраны объектов. «Одним словом – рвачи, которые пришли, сорвали, поделили, а там – хоть трава не расти. Нам очень дорогой ценой обходятся подобные тендеры, которые выигрывают недобросовестные руководители. И цена эта – человеческая кровь», — подчеркнул он.
Завершая свое обращение, генерал-майор Горшков выразил уверенность, что в результате работы Координационного совета будут выработаны решения, направленные на противодействие недобросовестным охранным предприятиям, выходящим на рынок охранных услуг, не обеспечивая элементарного качества выполнения поставленных перед ними задач.
Перед участниками Совета также выступил заместитель начальника отдела по контролю за частной охранной деятельностью подполковник полиции Алексей Степанов.
В своём докладе на тему «Работа комиссий по повышению качества охранных услуг, оказываемых частными охранными организациями. Практические мероприятия, проводимые Центром лицензионно-разрешительной работы Главного управления Росгвардии по Московской области в отношении частных охранных организаций» он отметил, что участие охранных организаций в закупках, проводимых за счёт бюджетных средств, вызывает серьезную обеспокоенность как со стороны регулятора, так и со стороны крупных игроков рынка охранных услуг.
Существующая система организации закупок охранных услуг показала ряд проблем, основная масса которых связана с низким качеством услуг, предоставляемых частными охранными организациями. При этом, в целях получения государственного или муниципального контракта, в частной охранной организации идут на значительное снижение цены выставляемого лота, что приводит к нарушению норм трудового и налогового законодательства. Итогом таких действий, по мнению Степанова, становятся финансовые потери государства и снижение уровня антитеррористической защищенности объектов.
По информации подполковника полиции, при проведении проверок в большинстве случаев сотрудниками Росгвардии выявляются одни и те же нарушения. Это – выставление на охраняемый объект работников, не обладающих правовым статусом частного охранника, отсутствие удостоверения либо личной карточки охранника, отсутствие должностной инструкции, охрана объектов вахтовым методом. По убеждению Степанова, выявляемые нарушения свидетельствуют об отсутствии постоянного контроля и мер превентивного характера за организацией охранных услуг как со стороны заказчиков, так и руководителей охранных организаций.
Алексей Анатольевич также сообщил участникам заседания, что «в целях снижения нарушений законодательства в области охранной деятельности, Федеральной службой войск национальной гвардии на 2020 год утверждена программа профилактики нарушений, согласно которой будет организовано проведение методических занятий, в том числе, и по вопросам подготовки частных охранных организаций к плановым проверкам».
Президент ФКЦ РОС Александр Козлов обратил внимание собравшихся на то, что когда подразделения ЛРР были в системе МВД, Координационные советы назвались «по вопросам взаимодействия с частными охранными организациями». После перехода в Росгвардию Координационный совет стал называться советом «по вопросам частной охранной деятельности», что, конечно, шире трактует деятельность совета и позволяет в его рамках заниматься вопросами, которые интересны не только регулятору. Основными вопросами стали: со стороны регулятора – повышение качества охраны объектов, прежде всего, финансируемых за счет государственного и муниципального бюджета, а со стороны частной охранной отрасли – вопросы получения незаконных конкурентных преимуществ организациями-демпингерами, которые получают эти преимущества за счет систематических нарушений действующего трудового, налогового законодательства, а также законодательства, регулирующего частную охранную деятельность в Российской Федерации.
Козлов подчеркнул, что подавляющее большинство торгов на охрану бюджетных объектов проводится в соответствии с требованиями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ, который определяет, что победителем торгов, как правило, признается тот, кто заявил самую низкую цену. Это приводит к тому, что при формировании стоимости лотов для торгов последующих периодов, заказчик, применяя метод сопоставимых рыночных цен, вынужден ставить цену не выше той, по которой объект уже охраняется. Таким образом, получается замкнутый круг, когда цены на рынке охраны государственных и муниципальных объектов диктуют организации-демпингеры, делая его недоступным для законопослушных охранных организаций.
Касаясь вопросов работы комиссий по повышению качества охранных услуг, Козлов выразил удовлетворение, тем, что критерии выявления недобросовестных участников рынка, разработанные Общероссийским объединением работодателей, нашли понимание, как у регулятора, так и у охранных организаций и повсеместно используются территориальными Координационными советами.
В завершение своего доклада, Александр Михайлович напомнил собравшимся, что весной 2018 г. Первый Съезд Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ввел понятия «дельцов» и профессионалов на рынке охранных услуг, поручив руководству Объединения осуществлять деятельность по борьбе с «дельцами» и созданию условий для нормального бизнеса для профессионалов. «Эту работу мы не бросим до тех пор, пока в отрасли не будет наведен порядок», — резюмировал он.
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"