Произошедшие за последнее время происшествия в Нарьян-Маре и Благовещенске вновь привлекли внимание общественности к вопросу качества охранных услуг, предоставляемых в сфере образования. В очередной раз в органах власти заговорили о необходимости внесения изменений в действующее законодательство в целях ужесточения контроля за ЧОО и повышения ответственности их работников. В обоих случаях со стороны охранников мы видим явные нарушения инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму. В ситуации в Нарьян-Маре охранник не должен был допускать внутрь детского сада неустановленного гражданина, а в Благовещенске охранник не должен был пропускать без проверки опоздавшего студента. Об охране объектов образования, проблемах и путях их решения расскажет председатель совета союза ОСО, президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергей Васильевич Саминский.
Система безопасности в учебных учреждениях в России находится ещё в зачаточном состоянии. Если смотреть на ситуацию в стране в целом, то на данный момент эта система не выстроена, а лишь намечена. Существует два постановления правительства: по Министерству просвещения и по Министерству науки и высшего образования об антитеррористической защищённости. По ним производится категорирование объектов образования, устанавливаются технические средства охраны. Но это лишь начало пути. Рассмотрим действующее законодательство в части охраны образовательных организаций. Сегодня, по сути, существует четыре документа, регламентирующих данную сферу:
Практика частных охранных предприятий, занятых в сфере образования г. Москвы, даёт пример того, как эти документы могут реализовываться для существенного повышения уровня охраны и безопасности:
– в столице профессиональный стандарт «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» по решению Департамента образования и науки г. Москвы является обязательным к применению. Его требования были включены в конкурсную документацию, и это позволило тут же отсеять те ЧОПы, которые только на бумаге обязывались предоставить охранные услуги.
Самое главное, что этот доку мент стал основой для обучения охранников. Был создан Учебный центр профессиональной квалификации, на базе которого организована их профессиональная переподготовка. Ее прошли все работники охраны, в результате чего они имеют высокий уровень квалификации. Фактически их подготовка не прекращается все то время, в течение которого они заняты в этой сфере. Каждую смену начальник охраны проверяет готовность работника, проводит с ним актуальные инструктажи, наблюдает за его психологическим состоянием. Он должен убедиться, что человек не «выгорел», сохранит бдительность до конца дежурства. Созданные нами специализированные программы в открытом доступе находятся на нашем сайте. Мы призываем всех, кто обеспечивает безопасность объектов образования: пользуйтесь нашими наработками!
– Охранное сообщество Москвы при оказании охранных услуг в образовательных организациях добровольно в обязательном порядке использует в своей деятельности положения национального стандарта РФ ГОСТР 58485–2019 «Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования». В ГОСТ Р 58475–2019 включены основные требования как к самой организации, которая претендует на охрану объекта образования, так и к алгоритму осуществления охранных услуг, включая порядок пропускного и внутриобъектового режимов, а также к содержанию основных документов, регламентирующих данные процессы. Кроме того, от охранного сообщества направлено письмо на имя министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования и науки г. Москвы Калины И.И. с просьбой довести до сведения руководства образовательных организаций необходимость использования в своей работе требований ГОСТР 58485–2019 для повышения безопасности образовательных организаций.
– В московском регионе мы уже давно проводим аналитическую работу по систематизации происшествий на объектах образования. В целях их предотвращения мы выявили ряд единых признаков учащихся, которые осуществляют расстрелы в образовательных организациях. Эти признаки включены в разработанную СРО «Ассоциация «Школа без опасности» ориентировку для сотрудников охраны по обследованию учащихся, которая доведена до каждого охранника. Такие ориентировки мы составили для стационарных постов охраны школ и детских садов. Они основаны на опыте 391 случая трагических инцидентов во всем мире и четко определяют портрет потенциального «школьника-преступника». Во-первых, этот ученик всегда идет в школу один. Он либо опоздавший, как это было, например, в случае со студентом из Благовещенска. Вторая примета: подросток, замышляющий преступление, как правило, одет необычно, не так, как все. На нем может быть надет широкий балахон, в котором легко спрятать оружие. По этой же причине он может проносить футляры для музыкальных инструментов. Охрану учебного заведения должна насторожить также военизированная одежда учащегося, камуфляж, военные ботинки. Еще одна примета – перчатки без пальцев: это нужно для того, чтобы при стрельбе можно было беспрепятственно нажимать на спусковой механизм оружия. Подростков с такими приметами охране необходимо останавливать уже на дальних подступах к учебному заведению, досматривать вещи, рюкзаки, футляры для музыкальных инструментов, проверять металлоискателем. После происшествий в Нарьян-Маре и Благовещенске, как всегда, в прицеле СМИ и критиков отрасли не причины, приведшие к смерти двух человек, а последствия. Если ограничиться тем, что наказать охранника, разорвать контракт с предприятием, не обеспечившим должную безопасность объекта, то, по сути, не будет сделано ничего для предотвращения таких трагедий в будущем. Потому что все просчёты – это только следствия гораздо большей проблемы, из-за которой охрана сферы образования в большинстве регионов России пребывает в стагнации. Не в наших силах на сто процентов исключить возможность повторения случаев, подобных тем, что произошли в Нарьян-Маре и Благовещенске. Но минимизировать риск реально, и рецепт известен. Необходимо внесение изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ с целью установления в технических заданиях следующих критериев: 40% цена закупок, 60% – опыт/деловая репутация. В настоящее время 44-ФЗ предусматривает цену определяющим критерием выбора поставщика услуг на торгах. И в результате, каким бы опытом, какой бы компетенцией, какой бы деловой репутацией ни обладал ЧОП, он неизбежно почти повсеместно проигрывает недобросовестным предприятиям, готовым на треть обрушить начальную (максимальную) цену контракта. Даже если сбившее стоимость на торгах предприятие обладает всеми формальными признаками ЧОПа, подходящего для охраны объектов образования, заявленная услуга неизбежно будет осуществляться фиктивно. Не бывает дешёвой безопасности на таких сложных объектах, как школы и детские сады. С председателем комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутатом Государственной Думы РФ Анатолием Борисовичем Выборным мы провели ряд круглых столов по всей России – в Москве, в Санкт-Петербурге, в Сыктывкаре, в Новосибирске, в Красноярске, где обсуждали эту сложную ситуацию. На основе всех дискуссий было подготовлено письмо на имя министра финансов Российской Федерации Антона Германовича Силуанова. В нем мы просили создать рабочую группу, которая пересмотрела бы подход к формированию цены контракта с целью сделать ее законной и справедливой. Именно законной, потому что сейчас требования 44-ФЗ создают в нашей отрасли благодатную почву для совершения нарушений. Письмо было подписано президентом ТПП РФ Сергеем Николаевичем Катыриным. Антон Германович Силуанов согласился с нашими аргументами. И предложил создать рабочую группу во взаимодействии с регулятором отрасли – Росгвардией. Что и должно быть сделано в ближайшее время. Частные охранные предприятия должны получать достаточное финансирование для создания комплекса безопасности объектов образования, соответствующего современным, закрепленным в законодательстве требованиям. Если в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах на охрану образовательных организаций в целом выделяются достаточные средства, то в большинстве регионов это направление финансируется по остаточному принципу. Резонно задать вопрос: а где найти средства для того, чтобы обеспечить надлежащую оплату охранных услуг? Ведь нельзя не признать, что в отдельных регионах современная охрана действительно может стать практически непосильным бременем для местных бюджетов.
Однако для государства обеспечение безопасности сферы образования является одним из несомненных приоритетов. По этой причине я вновь возвращаюсь к предложению, которое не раз высказывал, – безопасность и охрану необходимо включить отдельной строкой в национальный проект «Образование» и финансировать целевыми средствами из федерального бюджета. Средства следует направить в дотационные регионы. Экономически развитые центры, такие как Москва, Санкт-Петербург и другие, должны финансировать программу из регионального
бюджета. Необходимо сделать профессиональный стандарт «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» не добровольным, а обязательным для исполнения на территории РФ. Опыт Москвы показывает, что это в короткий срок позволяет заметно улучшить качество охранных услуг. Несмотря на наличие ряда проблем, охранная отрасль является ключевым элементом общественной безопасности на социальных объектах. Решение проблем охранной отрасли, и в первую очередь проблем ценообразования, благотворно скажется на повышении общего уровня национальной безопасности России. Во избежание будущих трагедий я призываю ответственных лиц обратить самое пристальное внимание на положительный опыт, который накоплен в нашей сфере. СРО «Ассоциация «Школа без опасности» всегда приветствует сотрудничество и диалог по вопросам развития охранной отрасли. Представители охранного сообщества Санкт-Петербурга, Уфы, Красноярска, Новосибирска, Владивостока, Сыктывкара имели возможность убедиться в нашей открытости и готовности делиться своим опытом. Нашим примером интересуются также за рубежом, и с целью изучения практики частных охранных предприятий, занятых в сфере образования, в Москву приезжали делегации из Австрии, Казахстана и других стран.
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"