Проблема особенно остро стоит в США, где накоплен свой опыт по обеспечению безопасности образовательной среды.
Прежде всего, следует отметить, что в США принято разделять задачи по построению безопасного учебного процесса (safety) и обеспечению безопасности самих учебных заведений (security). В первую группу попадает комплекс мероприятий по сертификации учебных заведений, преподавателей и процедур построения учебного процесса. Ко второй группе относятся меры по обеспечению безопасности учебного заведения, осуществляемые совместно с поли- цией, муниципальными учреждениями, общественными организациями и т.п.
В США отсутствует центральный орган, занимающийся обеспечением безопасности образовательной среды. Любые инициативы в этой сфере исходят от некоммерческих и обще- ственных организаций. Ряд таких организаций предоставляет свои услуги на коммерческой основе в рамках одного или нескольких штатов. Другие организации на открытой основе публикуют свои рекомендации и презентуют их на различных конференциях. На общенациональный охват могут с натяжкой претендовать лишь несколько организаций, как например Национальная Ассоциация Школьных Сове- тов (NSBA) и Национальный центр обеспечения безопасности школ (National School Safety Center).
Самый актуальный документ федерального уровня разработан в США в 2013 г. совместно министерствами образования, здравоохранения, национальной безопасности, юстиции и ФБР. Это «Руководство по разработке высоко- качественных планов поведения в экстренных ситуациях», которое носит исключительно рекомендательный характер. Потенциальные угрозы разделены в этом документе на 4 категории:
генного риска, высокой сейсмической опасности, зонами с повышенным уровнем преступности. В этот раздел включены соответствующие рекомендации по обследованию инфраструктуры учебных заведений и прилегающих территорий на предмет опасных строений, сооружений и т.п.;
такие меры, как анализ мест проживания учащихся, маршрута их перемещений от дома к учебному заведению, установление контактов с правоохранительными органами, регулярное ведение досье на трудных детей и сотрудников;
Подавляющее большинство рекомендаций, приведённых в этом документе, относятся к сфере противодействия чрезвычайным ситуациям, таким как землетрясения, пожары и т.п. Даются рекомендации по проведению учений по действиям в чрезвычайных ситуациях. Отдельное внимание уделяется работе с инвалидами, и специфике работы в многоязычной среде. Ещё раз отметим, что все рекомендации, изложенные в этом документе, не являются обязательными.
Подобное состояние системы мер по обеспечению безопасности образовательной среды может показаться удручающим, если не учитывать специфику США, с делегированием многих полномочий на уровень самоуправления штатов или муниципалитетов, а также особенности американского уклада жизни. Большинство американцев проживают в компактных пригородных зонах, где велика роль местных общественных организаций, действующих совместно с муниципальными властями. Нередко такие организации формируются вокруг церковных приходов. Эти сообщества и определяют комплекс мероприятий по обеспечению безопасности, причём не только учебных заведений, но и всей зоны проживания.
Одной из важнейших задач, которые решаются такими сообществами, является обеспечение безопасности транспортировки учащихся и аренда для этой цели общественного транспорта.
Считается, что таким образом из спектра угроз ученикам исключаются инциденты на дорогах, нападения по пути в школу и из школы и т.п. Сообщества делегируют своих представителей в школьные советы, которые совместно со школьной администрацией решают широкий круг вопросов. Школьные советы организуют контакты с медицинскими учреждениями, полицией и пожарными частями, иногда – с волонтёрами. Например, Американская ассоциация автомобилистов привлекается к добровольному патрулированию районов вокруг школ.
Изучая публикуемые местными школьными советами материалы, можно прийти к выводу, что важнее всего для обеспечения безопасности создать в школе дружественную, психологически комфортную среду. Большое внимание уделяется наличию штата профессиональных психологов, в некоторых случаях среди них должны быть специалисты, чья квалификация позволяет купировать психические расстройства медикаментозными средствами.
В крупных городах школьные советы особое внимание уделяют соблюдению таких правил безопасности, как:
визуального досмотра при посещении территории;
В регулярно публикуемых отчётах школьных советов рассматриваются следующие проблемы безопасности:
Какие же действия предпринимаются для предотвращения инцидентов со смертельным исходом, по которым США удерживают прочное лидерство, опережая остальной мир более чем в 10 раз? Есть ли принятые практики противодействия терроризму и экстремистской идеологии? Приходится констатировать, что нет.
Несмотря на тревожную статистику, любой случай стрельбы в учебном заведении продолжает считаться экстраординарным. Считается, что причина почти всех таких случаев заключается в неблагополучной социально-психологической обстановке в семье, а не в школе. Из рекомендаций можно выделить проведение регулярных консультаций со школьным психо- логом и раннюю диагностику проблем, которые могут привести к психическому срыву. Опубликованные руководства составляются исходя из предположения о том, что школа и окружающее её сообщество (в большинстве случаев довольно компактное) – это дружественная и психологически комфортная среда. Из чего делается вывод, что проблемы могут возникать лишь в зоне, которая не контролируется обществом: в семье, в среде друзей и родственников.
Вопросы противодействия экстремизму и терроризму на уровне образовательных учреждений в США не ставятся. Они относятся к зоне ответственности федеральных органов вла- сти. Напомним, что по статистике инциденты на почве экстремизма крайне редки. Ближе всего к актуальной для Европы проблеме экстремист- ской идеологии стоят вопросы религиозных фундаментальных течений и сект. Впрочем, эти вопросы тоже выходят за рамки обеспечения безопасности образовательной среды и, в соответствии с американским подходом, квалифицируются как проблемы сообщества, города или штата.
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"