Почти 90 процентов российских адвокатов, которые обращаются к частному сыщику за оказанием детективных услуг, не могут использовать полученные сведения в суде — такие доказательства чаще всего не принимаются. Отсутствие в Уголовно-процессуальном кодексе РФ конкретной нормы, регламентирующей полномочия детективов, не способствует объективному расследованию уголовного дела — исправить эту ситуацию призван соответствующий законопроект, который будет внесён на рассмотрение палаты в ближайшее время. Об этом сообщает «Парламентская газета».
Законопроект направлен на устранение пробела в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК) РФ в части, касающейся использования в доказывании по уголовному делу результатов частной детективной деятельности, пояснил автор документа, член думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. «Цель законопроекта — чтобы доказательствами по делу в рамках уголовного судопроизводства могли быть результаты детективной деятельности, чтобы их оценивали одинаково, например, с показаниями свидетелей. Расширяя полномочия детективов, мы придаём совершенно другой вес результатам деятельности сыщиков», — рассказал депутат.
Дело в том, что сегодня следователи и суды оставляют решение о принятии доказательств на своё усмотрение, фактически их принимают крайне редко. В тексте проекта закона отмечается, что чаще всего органы расследования отказывали в удовлетворении ходатайств о приобщении результатов частной детективной деятельности к уголовному делу, поскольку УПК РФ не предусматривает использование в доказывании сведений, собранных частным детективом, — на эту причину приходится 55,8 процента случаев. Ещё 44,2 процента случаев отказа произошло из-за того, что частный детектив не наделён правом собирания и представления результатов частной детективной деятельности в уголовном судопроизводстве.
«Кроме того, данные опроса адвокатов свидетельствуют о том, что 89 процентов адвокатов, которые обращались к частному детективу за оказанием детективных услуг, испытывали трудности в использовании полученных от детектива сведений в доказывании. Поэтому вполне логично урегулировать этот вопрос в УПК РФ, так как он является предметом правового регулирования именно данного закона», — пояснил Выборный.
По его словам, необходимость устранения этого пробела подтверждает и законодательная практика по решению аналогичных вопросов в других сферах деятельности, в первую очередь оперативно-разыскной. Так, УПК РФ сегодня предусматривает возможность использовать в доказывании по уголовному делу результаты оперативно-разыскной деятельности, если они отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам. Аналогичным образом в законопроекте предлагается решить и проблему использования результатов работы сыщиков в уголовном судопроизводстве, тем более что объективных препятствий для этого нет, так как правовая природа результатов оперативно-разыскной и частной детективной деятельности по существу одинакова. Хотя бы потому, что и те, и другие получены в результате законной деятельности в целях защиты прав и интересов граждан.
Различие между ними состоит лишь в том, что результаты оперативно-разыскной деятельности получает государственный правоохранительный орган, результаты частной детективной деятельности — детективная организация; результаты оперативно-разыскной деятельности представляются участникам уголовного судопроизводства, а сыщиков — невластным участникам уголовного судопроизводства. «Однако указанные различия никак не влияют на решение вопроса об использовании результатов детективной деятельности в доказывании. Поэтому вполне логично будет законодательно закрепить в УПК РФ и возможность использования результатов частной детективной деятельности в доказывании по уголовному делу», — подчёркивается в пояснительной записке к законопроекту.
Пока же получается правовой алогизм — детектив есть, а результаты своей работы он представить не может, говорит Выборный.
С необходимостью введения новеллы согласны не только сыщики, но и правоохранители. Согласно результатам социологического исследования, проведённого в пяти регионах страны, за предоставление возможности использования сведений, собранных частным детективом в доказывании, высказались 89,7 процента начальников органов внутренних дел, 65 процентов прокуроров, 52,7 процента следователей, 51,3 процента судей и 85 процентов частных детективов.
Важным аргументом в пользу предлагаемого законопроекта служит и законодательство государств — участников Содружества Независимых Государств: Модельный Уголовно-процессуальный кодекс государств содержит норму, согласно которой «материалы, полученные оперативно-разыскным путём или с использованием услуг частного детектива, допускаются в качестве доказательств лишь в том случае, если они получены в соответствии с законодательством, регулирующим осуществление оперативно-разыскной и частной детективной деятельности, а допрошенный судом свидетель подтвердил их подлинность.
За предоставление возможности использования сведений, собранных частным детективом в доказывании, высказались 89,7 процента начальников органов внутренних дел, 65 процентов прокуроров, 52,7 процента следователей, 51,3 процента судей и 85 процентов частных детективов.
Для восполнения этого пробела в законопроекте предлагается внесение изменений в статьи 5 и 89 УПК РФ, отметил Анатолий Выборный.
Наконец, поправки разъясняют значение термина «результаты частной детективной деятельности» и определяют обстоятельства, подлежащие рассмотрению по уголовному делу. Ими в том числе могут быть сведения о соучастниках преступления, их местонахождении; об очевидцах преступления; о месте нахождения предметов и орудий преступления; материалы, полученные в результате использования детективом видео– и аудиозаписи, фотосъёмки и так далее.
По словам Анатолия Выборного, принятие законопроекта будет способствовать тому, чтобы расследование в рамках уголовного дела было более полным и объективным. «Документ я планирую внести на рассмотрение Госдумы в самое ближайшее время», — сообщил парламентарий.
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"
Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"
Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС
Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"
Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС
Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”
Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
Советник руководителя Фонда "Росполитика"
Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности
Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"