Сергей Саминский: Безопасность школ должна стать 13‑м национальным проектом

Опубликовано: 02.06.2019 14:01

Трагедия в Керчи, когда учащийся политехнического колледжа расстрелял своих педагогов и соучеников, подняла дискуссию об уровне безопасности образовательных учреждений. Однако – ненадолго, видимо, до следующей беды. 

Что изменилось с охраной школ после стрельбы в Керченском политехе, и изменилось ли вообще? Почему в регионах охрану учебных заведений доверяют кому попало? Как истребить “ЧОПовскую мафию”? Есть ли панацея от нового “колумбайна” и как качественно повысить безопасность российских детей в школах, вузах, детсадах? 

Обо всём этом говорим с руководителем самой эффективной и успешной саморегулируемой организации “Школа без опасности” Сергеем САМИНСКИМ. 

– Сергей Васильевич, Вы – один из ведущих в России специалистов в отрасли негосударственной сферы безопасности и Ваши предложения, идеи в этой сфере гораздо масштабнее, шире отдельно взятой организации. Однако начать наш разговор хочу всё же с Вашего детища – СРО “Школа без опасности”, которую эксперты единодушно признают лучшим в стране опытом охраны образовательных организаций.

– Московская “Школа без опасности” – а это объединение 25 ЧОПов на основе самых высоких стандартов – действительно лучшая, я с гордостью об этом говорю, потому что этот результат обеспечивает многолетний титанический труд нашей команды. Мы изучали ситуацию в очень многих регионах – были в Новосибирске, Ижевске, Красноярске, Ярославле, Тамбове, других городах. В некоторых регионах наш опыт вызвал уважение и восприятие, а в некоторых – отрицание из-за отсутствия денег. В Санкт-Петербурге, например, взяли за основу наш опыт, учатся у нас и внедряют наш опыт в северной столице. 

– Расскажите, в чем особенности вашего подхода к охране школ? 

Первое и самое главное – финансирование. В Москве стоимость поста охраны, выдвигаемая на конкурс, – 111 тысяч рублей за круглосуточный пост невооруженной охраны. Больше только в Санкт-Петербурге – 140 тысяч. Подчеркну: это конкурс по 44-му федеральному закону. В остальных местах – меньше. 

Например, в Тамбове – 60 тысяч за пост и никакого конкурса.  Там проводят аукцион, снижают цену до 30 тысяч, выигрывает ЧОП из Сочи, хотя это Тамбов, и выставляют в школе один пост охраны, там, где уже нельзя не выставить – на вход. Один пост! А второй пост никто не делает: деньги делят на всех с государственным заказчиком и успешно воруют эти гроши. И там этот опыт наш, конечно, не нужен. Там наш подход восприняли в штыки. 

– То есть в основе качества охраны образовательных учреждений – в первую очередь позиция руководства региона?

Безусловно. В Москве принят обязательным стандарт «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» – это единственный действующий профессиональный стандарт охранной отрасли, утвержденный Максимом Тополиным, министром труда, в 2015 году. Департамент образования города сделал его обязательным для всех образовательных учреждений города, а мы со своей стороны на общем собрании саморегулируемой организации проголосовали единогласно, чтобы он был обязательным для ЧОПов – для частных охранных организаций. В результате этот стандарт в единственном субъекте, единственном регионе России – в Москве – обязательный.

– А где вы берете людей, соответствующих этому профстандарту? 

– Мы их обучаем – и в этом тоже наша уникальность. У нас четыре уровня квалификации: работник стационарного поста, оперативной службы, мобильной группы и начальник охраны группы объектов. С 2016 года мы обучили около 20 тысяч сотрудников по этим специальностям, и это те люди, которым москвичи могут доверить своих детей. 

– Получается, в Москве работают профессионалы, а в Тамбове и прочих регионах, где нет таких жестких требований, аукционы набирают кого попало…?

– Абсолютно верно. Зачастую там и не ставят никого – зачем? Там даже не имитируют услуги – только на время приезда проверки охрана образовательных учреждений имитируется, а средства банально разворовываются. 

– Кто контролирует обеспечение безопасности в школах? Не укладывается в голове, что такое может быть.

– Везде по-разному, общегосударственной программы нет, и это проблема. Зачастую в школах в глубинке нет даже сторожа-вахтёра. Я сейчас выступаю в Госдуме и в Торгово-промышленной палате о том, чтобы нам сделать 13-ый национальный проект «Обеспечение охраны образовательных организаций Российской Федерации». И сделать целевое федеральное финансирование этого проекта, потому что в деревенских школах, где туалеты на улице, а таких по нашей стране может быть около 15 тысяч, – там нельзя говорить ни о какой тревожной кнопке, ни о каком наряде ЧОПа, либо Росгвардии – там нет ни-че-го. Там как жили до этого веками, так живут и сейчас. Поэтому мы выступаем за этот проект, это должна быть программа федерального значения, с финансированием из федерального бюджета с целевым назначением.

– А вы просчитывали, сколько это будет стоить в год федеральное финансирование этой программы?

– Министерство просвещения просчитало, по их цифрам, по их видению, эта цифра 110 млрд в год. 

– Если в регионах появится политическая воля, и они будут готовы, появится даже финансирование, то кто это будет делать? Кто займет место этих черных ЧОПовцев? 

– Вы понимаете, в России очень много ЧОПов. В России 22 400 ЧОПов. Они не нужны. Это безумное количество, из них две трети вот как раз черные или серые. Нужна охранная структура, которая в состоянии платить налоги, в состоянии обеспечивать исполнение трудового кодекса. И людей, которые будут работать по новым правилам, нужно обучать, мы готовы это делать. 

– Хорошо, могут быть финансовые проблемы у регионов, и это не сразу решается, но есть же какие-то общие принципы организации безопасности в школах? Есть какой-то алгоритм действий местной власти? Он соблюдается? 

– Алгоритм, конечно, есть, но почти нигде этим не занимаются.  Губернатор должен создать межведомственный координационный совет по безопасности – это первый шаг. Туда должны войти силовики, представители МЧС, ФСБ, полиции, Росгвардии, все частные охранные организации, руководители образовательных организаций. Но практически нигде этого не делается. 

В регионах вообще какое-то “пещерное” понимание организации безопасности. Когда мы рассказывали, как нужно работать, в Новосибирске, нам отвечали: “а какое вы право имеет досматривать школьников?”. И когда мы им час рассказывали, что это по закону, что нужно составить положение внутриобъектного пропускного режима, его подписать директору образовательной организации и ЧОПу, донести это положение всем родителям, что есть пропускной режим в школе, повесить табличку до входа о том, что на объекте видеонаблюдение и осуществляется пропускной режим. Когда человек пересекает эту табличку, он заключает устный договор, согласие дает на свои проверки данных, на проверки вещей, рюкзаков. Ну вот это космос – мы им рассказывали, а они считают, что это все мелочь, детали, пока у них там не расстреляли гору народу. Вот когда у них в Новосибирске произошел случай со стрельбой в школе, они нас второй раз пригласили. 

– По логике, даже в отсутствие финансирования, межведомственные координационные советы по безопасности могут хотя бы таким элементарным вещам обучать руководителей образовательных организаций? Это же не требует денег! Где-то это делается?

– Нигде. В Санкт-Петербурге сейчас.

– А Московская область?

– Нет. Мы им рассказали, дали предложение, губернатору Московской области, Воробьеву, я лично подписывал всё, и схемы рисовали, и положительный опыт. Ему на стол легло, и все – дальше движения не получилось, вторично пробовали, но опять нет – так что даже в Подмосковье нет межведомственного координационного совета по безопасности. 

– Неужели после Керчи в целом по стране ничего не изменилось?

– После Керченской трагедии в Крыму начали заслушивать наши презентации, наш член СРО, Сальник Игорь Владимирович, это группа охраны “Дубровник”, докладывал нашу схему – межведомственный координационный совет, стандарт «работник по обеспечению», саморегулируемая организация, докладывал министру просвещения Крыма и руководителю Росгвардии Крыма. Они оба сказали: «Великолепно! Нам это нравится». Точка, все, завершилось. А реально выставили в Керчи в четыре или пять образовательных организаций временно и ненадолго вневедомственную охрану. 

– Расскажите, как СРО “Школа без опасности” контролирует исполнение  стандартов безопасности?

– Это одна из наших основных задач. У нас создан экспертный отдел, более того нам в Москве удалось получить бесплатный доступ всем ЧОПам через камеры в ЕЦХД – единый центр хранения данных. И мы все, оперативные дежурные всех ЧОПов и наше СРО имеют доступ ко всем этим камерам, мы можем в живом режиме, в любой момент суток просмотреть около 18 тысяч камер. Ну, то есть, все камеры школ, плюс даже подъездов – все окружные камеры. И составляются таблички, в каждый ЧОП направляются выявленные нарушения с выездом экспертов на каждый объект. Этот акт отражает полностью все: исправность камер,  комплексы тревожной сигнализации, охранной сигнализации, ручного металлодетектора, фонарика. Эксперт приехал – проверил. Если ЧОП не выполняет наши требования, стандарты наши профессиональные, мы наказываем его материально, от 10 тысяч до 50 тысяч. Но наказываем мало, два раза наказываем материально, а потом исключаем из СРО. А членство в СРО – позиция государственного заказчика. 

– То есть, СРО “Школа без опасности” – это знак качества для Правительства Москвы?

– Да-да. В Москве нет ни одного поста охраны, который был бы не наш. Все 5418 – наши.  Мы избавились от тех. кто не хотел выполнять стандарты, заказчик даже разорвал с ними контракты, были проведены конкурсные процедуры и сейчас нет ни одного поста, где стояли бы какие-то сомнительные ЧОПы. 

– Давайте теперь поговорим о техническом обеспечении охраны. Человеческий фактор, уровень профессионализма, внедрения и соблюдения профессионального стандарта качества работы по обеспечению безопасности школ – это зона ответственности “Школы без опасности”. А технически? 

– Это четвертый ключ успеха – технические средства охраны, четвертый кит. В Москве это громадная система. Это в первую очередь система видеонаблюдения, как наружная, так и внутренняя. Общий объем их может быть от минимального, что обязательно положено, в детском саду – четыре камеры, до максимального реально существующего – до 50, 100, 150 камер.

– Это большие школы, да? 

- Да, это большие школы, где тысячи учащихся, где три этажа, где спортивные комплексы. В обязательном порядке просматривается открытая территория, где жители играют, и ведется запись – это все футбольные площадки, спортгородки и так далее. Входят в школу, как снаружи, так и изнутри, раздевалка, столовая, спортзал, то есть, те места, где массово скапливаются люди, и где может произойти происшествие. Камеры там не для того, чтобы предотвратить это происшествие, а для того, чтобы объективно потом найти виновных в этом происшествии. А это важнейший элемент, если объективно находятся виновные, и всегда отвечают, это важнейший элемент безопасности. 

– Помимо систем видеонаблюдения, еще турникетная система…

– Да. Система видеонаблюдения – раз, система контроля установленного доступа. В Москве это в основном проходные системы, это у каждого карточка, человек подносит, она отмечает, когда он пришел, когда он вышел, она отмечает, что он съел, и все это в виде смсок перебрасывается родителям, они абсолютно спокойны – пришел, пообедал на такую-то сумму – все прекрасно, все хорошо. Дальше – рамки металлодетекторов, это тоже система контроля установленного доступа и к ним же можно отнести также уже ручные металлодетекторы, они показали себя наиболее качественно, потому что металлодетекторы рамочные они очень тонки в настройке, если настройка у него как-то чуть-чуть плавает, такое бывает у них, то он реагирует на все – на монеты, на ключи. А может, наоборот, на крупный предмет не реагировать вообще. Потому что их исправность проверяет не ЧОП, их исправность проверяет образовательная организация. Тут есть небольшой разнобой. И отвечать за исправность рамочных металлодетекторов мы не можем. А вот ручные металлодетекторы это в нашем стандарте внутреннем – отвечает ЧОП, отвечает охранник на посту, он прибывает и проверяет его исправность. Они всегда исправны, и они позволяют обнаружить ножи, пистолеты, которые школьники пытаются проносить. 

– Часто такое случается? 

Попыток провести запрещенные предметы, то есть предотвращенных каких-то инцидентов по Москве в среднем 20–25 в месяц на 5418 постах. Это пистолеты, травматика, пневматика. Либо ножи, либо смеси бензиновые, либо еще что-то. Мы после Керчи разработали ориентировку, где нами четко описан портрет человека, который может совершить, мы называем это случаем ситуативного экстремизма. Во всем мире нет названия этим страшным трагедиям в школах. Они на западе в Америке называются «школьные стрелки», «школьные мстители»…

– Вы составили психологический портрет такого ребенка…

– Мы составили ориентировку, книжечку тоненькую, – во что они одеты, как ведут себя, и на каждый пост это раздали. И каждую смену охранников тренируют начальники охраны. У нас появилась специальность в нашем стандарте, уровень квалификации – начальник охраны группы объектов. У нас начальник охраны ведет где-то от 20 до 25 образовательных организаций.  Каждый день он проезжает всех и тренирует всех. 

Мы изучили все 575 подобных “колумбайну” случаев за всю историю. Первый случай был в 1927 году в Америке, и после него ведется наш анализ и аналитика по всему миру. Наша ориентировка составлялась с изучением всех, и есть общие признаки таких ситуативных экстремистов, тех, кто может ими стать, тех, на кого нужно пристально смотреть: у них обязательно берцы, они обязательно опаздывающие. Ни разу не расстрелял одноклассников вовремя пришедший, они всегда опаздывали – либо ко второй паре, либо к третьему уроку. Поэтому в нашей ориентировке определено: стопроцентный досмотр всех опоздавших. 

И вот такие детали, о которых мы говорим, о связи опозданий на уроки с возможными трагедии, предотвращение этих трагедий напрямую зависит от уровня профессионализма тех, кто обеспечивает охрану образовательных учреждений. Пока в России максимально возможный уровень безопасности – хотя и он не стопроцентный, безусловно, – есть только в Москве. Остальные главы регионов могут лишь рассчитывать на счастливый случай, что беда произойдёт не у них. Глобально изменить ситуацию на федеральном уровне возможно лишь при условии утверждения 13-го национального проекта «Обеспечение охраны образовательных организаций Российской Федерации». Очень рассчитываем, что Президент нас услышит. 

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Метки:

Анатолий ВЫБОРНЫЙ

Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы РФ

В настоящее время сформировалась объективная потребность общества на то, чтобы на рынке охранных услуг присутствовали только профессиональные и ответственные игроки

Михаил ГАВРИЛОВ

Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"

При старании, придут удача и вознаграждение, которые принесут доход, а главное – внутреннее удовлетворение, что ты не зря своему делу посвятил годы

Александр ГАДАЛОВ

Эксперт СРО Ассоциация "Школа без опасности"

Мир изменился в худшую сторону, стал небезопаснее, требования к безопасности растут. Охрана социальных объектов в новых условиях выдвинулась на передний край борьбы за нормальное развитие социального общества

Дмитрий ГАЛОЧКИН

Председатель Общероссийского профсоюза НСБ

Сотрудники Негосударственной сферы безопасности – Хранители безопасности и законности! Хранители государственности!

Дмитрий ЖИРКОВ

Заместитель председателя правления СРО "Ассоциация предприятий безопасности "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ"

Невозможно достичь процветания государства без достаточных мер безопасности

Дмитрий КАПЛИН

Руководитель Объединённой редакции ООО "Издательский дом "Мир Безопасности"

От того, что руководитель охранных структур сформирует образ будущего охранника, станет понятно, какой будет эта профессия: постоянно востребованная и престижная, или умирающая и низкооплачиваемая

Олег КЛИМОЧКИН

Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности "Безопасность"

Деятельность частных охранных структур фактически имеет две составляющие - правоохранительную и коммерческую, поэтому существуют особые требования к её административно-правовому регулированию

Александр КОЗЛОВ

Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС

Демпинг на охранном рынке – это не свободная конкуренция, а обворовывание бюджета, с одной стороны, и скупка краденного – с другой

Михаил КОРОЛЁВ

Председатель правления Объединения "Глобал-Безопасность"

Мой принцип в безопасности – "За неё нужно платить, за её отсутствие – расплачиваться"

Сергей ЛЮБИМЕНКО

Президент Ассоциации Профессионального Сыска АПС

Будущее детективной деятельности в России – за саморегулированием

Владимир МАРТЫНЕНКО

Президент Ассоциации “СРО Некоммерческое партнёрство в сфере охранной деятельности по Северо-Западу “Содружество”

Сфера охранных услуг стала одним из стратегически важных секторов экономики, который все больше выступает одним из ключевых элементов обеспечения безопасности за счет грамотно выстроенной и качественной работы профессионалов

Валерий МУНЬКО

Заместитель председателя СРО "ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ" Заместитель председателя СПК в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)

Безопасность личная и имущественная является главнейшим залогом человеческого развития

Виктор ОЗЕРОВ

Советник руководителя Фонда "Росполитика"

Сфера НСБ – социально значимая и государственно ориентированная отрасль экономики страны

Николай РОГОЖКИН

Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности

Целый ряд актов, имеющих отношение к НСБ, содержит очевидные проблемы, размытые формулировки и противоречивые положения, не отвечающие современной практики

Сергей САМИНСКИЙ

Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"

Область "частная охрана" – в глубокой экономической яме. Необходимо добиваться справедливой цены поста, позволяющей рядовому работнику и работодателю выкарабкаться из этой ямы

Инна СВЯТЕНКО

Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике

Негосударственная сфера безопасности вносит весомый вклад, чтобы Москва стала самым безопасным столичным городом в мире

Сергей СЕРЁГИН

Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности

Быть неравнодушным гражданином своей страны - главный залог безопасности!

Николай СТЕПАНОВ

Вице-президент СРО Ассоциация "Школа без опасности"

Оплата профессиональной подготовки работодателями не сказка, а настоятельная необходимость